Александр Владимирович Гришин
Дети с задержанным психическим развитием (ЗПР), проблемы с формированием связной речи, помощь и особые подходы
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие характеризуется ограниченностью словарного запаса,
особенно активного, замедленным овладением грамматическим строем речи.
Многим из детей присущи дефекты звукопроизношения, недостатки
фонематического восприятия, трудности овладения письменной речью. У
некоторых имеется дизартрия.
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании
Публикация «Дети с задержанным психическим развитием (ЗПР), проблемы с формированием связной речи, помощь и особые подходы» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля». Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет. Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако,
если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм
слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают
ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое
речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание
изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на
вопросы педагога он отвечает правильно.
Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не
могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных
картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое
рассказывание. Эмоционально-волевая сфера – незрелость эмоционально-волевой деятельности, слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, частая смена настроения, чувство страха. Недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения.
В мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление
к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.
В характерологической сфере – усиление вероятности акцентирования
характерологических особенностей и повышение вероятности
психопатоподобных проявлений.
Деятельность. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР
характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в
соответствии с замыслом. Деятельность носит недостаточно
целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко
отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и
проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с
одного задания на другое.
Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических
особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У
них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и
знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной
помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать
принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в
произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности
усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро
утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают
выполнять начатую деятельность.
Дети, испытывающие стойкие затруднения в обучении, имеющие
задержку психического развития (ЗПР) обучаются в специальной школе VII
вида по программе обычной общеобразовательной школы, утвержденной
Министерством просвещения. На начальной ступени обучения обычная
программа адаптирована с учетом особых образовательных потребностей
детей с ЗПР. В среднем и старшем звене дети с ЗПР осваивают обычную
программу, хотя при их обучении должны использоваться особые подходы. Многим оказывается логопедическая помощь на логопедических
занятиях. Опыт этих школ показал, что при специальных формах и методах
обучения, некотором увеличении сроков прохождения программы, щадящем
режиме, поддерживающей медикаментозной терапии общеукрепляющими,
успокаивающими и стимулирующими препаратами примерно половина этих
детей после обучения в начальных классах специальной школы может быть
переведена в IV класс массовой школы. Остальная же часть учащихся
должна продолжать обучение в специальных условиях данных школ.
Кроме школ VII вида, дети с ЗПР могут обучаться в специальных
классах в массовых школах (классы коррекционно-развивающего обучения).У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения отсутствует
типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Больные дети
характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем
притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко
отражает органический дефект критики. Игровую деятельность
характеризует бедность воображения и творчества, определенные
монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной
расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как
способ ухода от затруднений в занятиях, чем первичная потребность:
желание играть часто возникает именно в ситуациях необходимости
целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков
В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо
эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной
деятельности ЗПР церебрального генеза можно условно разделить на два
основных варианта: 1) органический инфантилизм; 2) задержка психического
развития с преобладанием функциональных нарушений познавательной
деятельности.