Приложение МААМ

Дети с задержанным психическим развитием (ЗПР), проблемы с формированием связной речи, помощь и особые подходы

Александр Владимирович Гришин
Дети с задержанным психическим развитием (ЗПР), проблемы с формированием связной речи, помощь и особые подходы
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие характеризуется ограниченностью словарного запаса,

особенно активного, замедленным овладением грамматическим строем речи.

Многим из детей присущи дефекты звукопроизношения, недостатки

фонематического восприятия, трудности овладения письменной речью. У

некоторых имеется дизартрия.

На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании

Публикация «Дети с задержанным психическим развитием (ЗПР), проблемы с формированием связной речи, помощь и особые подходы» размещена в разделах

сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля». Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет. Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако,

если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм

слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают

ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое

речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание

изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на

вопросы педагога он отвечает правильно.

Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не

могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных

картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое

рассказывание. Эмоционально-волевая сфера – незрелость эмоционально-волевой деятельности, слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, частая смена настроения, чувство страха. Недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения.

В мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление

к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.

В характерологической сфере – усиление вероятности акцентирования

характерологических особенностей и повышение вероятности

психопатоподобных проявлений.

Деятельность. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР

характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в

соответствии с замыслом. Деятельность носит недостаточно

целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко

отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и

проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с

одного задания на другое.

Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических

особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У

них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и

знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной

помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать

принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в

произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности

усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро

утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают

выполнять начатую деятельность.

Дети, испытывающие стойкие затруднения в обучении, имеющие

задержку психического развития (ЗПР) обучаются в специальной школе VII

вида по программе обычной общеобразовательной школы, утвержденной

Министерством просвещения. На начальной ступени обучения обычная

программа адаптирована с учетом особых образовательных потребностей

детей с ЗПР. В среднем и старшем звене дети с ЗПР осваивают обычную

программу, хотя при их обучении должны использоваться особые подходы. Многим оказывается логопедическая помощь на логопедических

занятиях. Опыт этих школ показал, что при специальных формах и методах

обучения, некотором увеличении сроков прохождения программы, щадящем

режиме, поддерживающей медикаментозной терапии общеукрепляющими,

успокаивающими и стимулирующими препаратами примерно половина этих

детей после обучения в начальных классах специальной школы может быть

переведена в IV класс массовой школы. Остальная же часть учащихся

должна продолжать обучение в специальных условиях данных школ.

Кроме школ VII вида, дети с ЗПР могут обучаться в специальных

классах в массовых школах (классы коррекционно-развивающего обучения).У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения отсутствует

типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Больные дети

характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем

притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко

отражает органический дефект критики. Игровую деятельность

характеризует бедность воображения и творчества, определенные

монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной

расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как

способ ухода от затруднений в занятиях, чем первичная потребность:

желание играть часто возникает именно в ситуациях необходимости

целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков

В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо

эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной

деятельности ЗПР церебрального генеза можно условно разделить на два

основных варианта: 1) органический инфантилизм; 2) задержка психического

развития с преобладанием функциональных нарушений познавательной

деятельности.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра «Найди картинку» с развитием мелкой моторики и сенсорным развитиемДидактическая игра «Найди картинку» с развитием мелкой моторики и сенсорным развитием Дидактическое пособие для логопедов и воспитателей: «Найди картинку». Цель: развитие мелкой моторики у ребенка параллельно с автоматизацией,.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Рецензия на логопедическое занятие по формированию связной речи Тема: Формирование навыков связной повествовательной речи. Рассказ «Еж и яблоки» Дата: 30.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция.

Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребностиСотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети с задержанным психическим развитием (ЗПР), проблемы с формированием связной речи, помощь и особые подходы
Опубликовано: 24 мая 2024 в 18:01
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дети с задержанным психическим развитием (ЗПР), проблемы с формированием связной речи, помощь и особые подходы» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД