Инна Матусина
Цикл игр — занятий в средней группе по математическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл дидактических игр – занятий в математическом развитии детей средней группы
(4 – 5 лет)
Выполнила:
Матусина И. В., воспитатель
МБДОУ детский сад №120
Г. Красноярск
2018г.
Пояснительная записка
Публикация «Цикл игр — занятий в средней группе по математическому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Работая в детском саду, меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4 – 5 лет, которое бы отвечало современным требованиям. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Проверка знаний показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память развиты слабо, допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие неправильно называли геометрические фигуры.
Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры - занятия, занимательные упражнения, развлечения. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например
Мы делили апельсин
Много нас, а он (один).
К стихотворениям о геометрических фигурах, цветах, временах года рекомендую нарисовать иллюстрации. Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы
При подготовке к занятиям, я ставлю перед собой такие педагогические цели и задачи:
Цель: развивать математические способности детей.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей соотносить цифры с количеством предметов;
- упражнять детей в количественном счете до 5;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах (квадрат, круг, прямоугольник, овал);
Развивающие :
- активизировать умственную деятельность детей;
- развивать память, мышление, внимание, так как без них не будет целостного разтия
- развивать пространственное воображение детей.
Воспитательные:
- вызвать у детей радостное, приподнятое эмоциональное
состояние;
- вызвать у детей желание учиться с интересом и
удовольствием;
- развивать у детей нравственные качества:
- желание помочь, умение сотрудничать друг с другом.
Все дидактические игры разделила на группы :
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами.
1. Игры с цифрами и числами.
Используя сказочный сюжет и дидактические игры, можно познакомить детей с
образованием всех чисел в пределах 5, путём сравнивания равных и неравных
групп предметов.
Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.
1. «Сосчитай себя»
- Назвать части своего тела, которых по одной ( например: голова, нос, рот, язык)
- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)
- Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног)
2. «Зажги звёзды»
Игровой материал : лист бумаги темного цвета, желтая краска, числовые карточки до 5-10. Предлагаю детям зажечь столько “звезд на небе”, сколько изображено фигур на числовой карточке.
2. Игры - путешествие во времени.
Научить ребёнка ориентироваться во времени. Для начала необходимо научить ребёнка определять день недели. Для этого можно обозначит их кружочками разного цвета. Это делается для того, чтобы дети могли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.
Познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочками разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда – середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.
Игра: «Живая неделя» Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.
3. Игры на ориентацию в пространстве.
Пространственные представления детей постепенно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит медвежонок, слева от куклы – мяч. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили. Это вызывало интерес у детей и организовывало их на занятие.
Игра «Найди игрушку», - «Ночью, когда в группе никого не было» – говорю детям, – «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатываю конверт читаю: «Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага вперед и т. д.» Дети выполняют задание, находят игрушку. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей:
«Найди похожую»
Цель: развивать мышление, внимание, увеличивать словарный запас, совершенствовать мелкую моторику.
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Содержание: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
«Путешествие по комнате»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве (влево, вправо, вперед, назад, выполнять словесные команды воспитателя.
4. Игры с геометрическими фигурами.
Игра: «Геометрическая мозаика»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,
квадрате, овале, прямоугольнике, об основных цветах;
формировать умение создавать образ предмета из геометрических
форм;
развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные
операции.
Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных
из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.
Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры,
из которых составлены предметы на его карточке.
Ход игры:
1. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.
3. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.
4. Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.
С помощью следующих игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, говорю: «Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т. д.» Затем задаю вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.
Предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Например, какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? Лист бумаги?
Игра «Сказочный городок».
Цель: развитие мелкой моторики, сенсорного воспитания, пространственных представлений.
Игровой материал : фигуры гномиков - большие красные и маленькие зеленые, домик высокий, красный, состоящий из прямоугольника, треугольника, домик низкий, состоящий из квадрата, трапеции, используется предварительно окрашенная в разные цвета крупа (манка).
Игру начинаем с рассказа: «В одном городке жили-были большие красные и маленькие зеленые гномики. Красные гномики могли ходить только по широким, длинным красным дорожкам, а зеленые по узким, коротким зеленым дорожкам. И вот встретились гномики, у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет каждый гномик, и покажи ему дорогу». Дети соответственно посыпают дорожки крупой красного и зеленого цвета.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Когда используешь дидактические игры в работе с детьми, они лучше усваивают программный материал, выполняют правильно задания повышенной трудности, учатся находить и самостоятельно исправлять свои ошибки и недочёты. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.
Использование стихов:
Щи-талочка
Чищу овощи для щей,
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка, ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжен —
Кочерыжка, выйди вон!
Марина Бородицкая
Стихотворения:
Квадрат
Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье
Положил для угощенья.
Он - квадратная корзина
И квадратная картина.
Все четыре стороны
У квадратика равны.
Круг
Круглый круг похож на мячик,
Он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!
Треугольник
Треугольный треугольник
Угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять.
Пальчиковая гимнастика:
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять Пальцы в кулаке, поочередно показываем пальцы.
Вышли пальчики гулять. Сжимаем и разжимаем кулак.
Раз, два, три, четыре, пять. Сжимаем по - очереди пальцы в кулак.
В домик спрятались опять. Спрятать кулаки за спину.
Игра "Часы "
Мышь полезла в первый раз Садимся на коврик на колени. Перебираем
Посмотреть, который час. пальчиками "бежим" от коленок до макушки.
Вдруг часы сказали: "Бом!", Один хлопок над головой. Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" Два хлопка
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: Три хлопка.
"Бом, бом бом!»
Мышь скатилась кувырком.
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы, идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони.
Вдруг ворона подбегает, складываем пальцы щепоткой
Головой она кивает, качаем ими вверх и вниз.
Каркает: "Вот и обед!" Раскрываем ладонь, отводя большой
палец вниз, а остальные вверх.
Глядь - а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.