ЮЛИЯ АВДЕЕВА
Советы из опыта работы «Дети с ОВЗ в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня для педагогов ДОУ актуальной является проблема организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как считают ученые, дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Важным моментом является и то, что дети с ОВЗ с недавнего времени находятся в коллективе вместе с остальными детьми. Педагогам порой трудно построить деятельностный процесс, учитывая это.
Публикация «Советы из опыта работы „Дети с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Вместе с тем, важно, что с рождения до 7 лет- период, когда происходит становление представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах, о правилах поведения и взаимоотношений. И, безусловно, развитие, обучение и воспитание с детьми с ОВЗ в ДОУ требует особых подходов, технологий и методов. На сегодняшний день специальный закон об образовании, специальные программы, которые бы были вполне понятными и ясными абсолютно для всех нарушений в психофизиологическом развитии, отсутствуют. Но зато присутствуют, помимо позитивного, негативные источники окружающего мира. И поэтому советы ниже очень пригодятся тем, в чьей группе неожиданно появился ребёнок с ОВЗ.
1. Научиться самому и научить детей относится к ребенку с ОВЗ как к равному остальным, но вместе с тем, немножко другому важно. Первым делом, надо объяснить дошкольникам, что непривычные, порой неприемлемые для большинства, даже неприятные моменты в поведении Миши, Вани или Кати (детям мы не даем понятие «ребенок с ОВЗ») – всего лишь то, что данный ребенок не понимает, и мы ему можем объяснить или показать, «как лучше и как правильно». Со временем ребята становятся настоящими помощниками в регулировании ситуаций. Все относятся к друг другу с пониманием, терпимостью, толерантно. Все уживаются и всем комфортно. Конечно, координатором и «регулятором» всего происходящего является воспитатель. И не только. Здесь уместно сказать о втором условии.
2. Воспитание духовной личности происходит совместными усилиями образовательного учреждения, семьи, и государства.
Вопрос осознания и принятия родителями того, что их ребенок с ОВЗ – не всегда легкий. Заболевание ребенка чаще всего приводит к глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Здесь педагогам ДОУ надо найти правильные слова убеждения, поддержки, достичь понимания с родителями. Помочь преодолеть стрессовое состояние. Направить на адекватное решение сложившейся проблемы. Если это удастся сделать, то совместными усилиями облегчить страдание и приспособить ребенка к вполне комфортной жизни можно.
Семья поможет сохранить традиции и обычаи, научить сплоченности, трудолюбию. Педагоги, подводя к этому, обращают внимание родителей на то, что дети в дошкольном возрасте во многом (если не во всем) подражают взрослым в действиях, в манерах, в общении. Именно в этот период усваиваются социальные нормы. Учитывая это, научить общепринятому поведению можно. Используя те же подходы,как и в работе с детьми без ОВЗ. Это чтения сказок, разучивания песен, проведения традиционных мероприятий в известных формах. Нет смысла здесь эти формы описывать. Но стоит заметить, что ребенок с ОВЗ вовлекается в образовательный процесс наряду с остальными детьми. Он «не сам по себе», он вместе со всеми. Поначалу это кажется невозможным. Но со временем возникает взаимопонимание, взаимодействие становится возможным, приятным и продуктивным.
Как поддерживает данный аспект государство? Тот факт, что дети с ОВЗ сегодня в одной группе и в одинаковых условиях с большинством детей – говорит сам за себя. Они обучаются по тем же программам, имеют такое же право на образование. Более того, обычные дети как бы «подтягивают» сверстников с ОВЗ. Это дает возможность делать благоприятные прогнозы для всех участников данного новшества.
Государство выдвигает требования к ресурсному обеспечению получения образования детей с ОВЗ, финансирует учреждения. Создаются рабочие места для узких специалистов. ДОУ приобретают необходимые для каждой категории игры, тренажеры, оборудование. Это так называемая «специальная коррекционно-развивающая среда, обеспечивающая адекватные условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию».
3. Стоит сказать о том, что любой работающий с коллективом детей (где есть ребенок с ОВЗ) человек обязан (именно обязан) обладать специальным образованием и специальными знаниями. Опыт может быть большим, но это совсем не значить, что получится правильно выстроить процесс. Постоянное изучение литературы о детях с ОВЗ, прохождение курсов, посещение вебинаров и любое другое занятие, которое поможет, научит работать в описываемых условиях. Говоря лаконичном языком: работникам необходимо постоянное, непрерывное самообразование.
4. Следующее обязательное условие для успешного воспитания детей – это тесное сотрудничество с узкими специалистами. Без педагога-психолога, дефектолога, тьютера, логопеда, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя, медперсонала очень сложно достигнуть поставленной в данном деле цели. Никакого полноценного процесса наладить не удастся.
После того, как родители принесут заключение ПМПК, с официальным диагнозом и рекомендациями – перечисленные специалисты на педсовете разрабатывают программы, индивидуальные для каждого ребенка с ОВЗ. Обсуждают программы с родителями. И начинают вместе реализовывать намеченное.
В конце каждого года – диагностика, которая помогает понять, к какому результату приблизились, что стоит доработать. И, безусловно, главным на протяжении всего периода пребывания в ДОУ является:
А. создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестает ощущать себя «не таким, как все» и приобретает право на счастливое детство;
Б. получение помощи в том, чтобы занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.