Лучший педагог года

«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы)

Минзия Шириязданова
«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление из опыта работы по теме

«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке»

Шириязданова Минзия Кагировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ "ОЦ" п. Южный

Публикация «„Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Многие годы работая в школе, я заметила, как бы я ни старалась, успешно обучается малое количество детей. В этом году у меня 4 ребенка в классе- 4 возраста, 2007, 2008, 2009, 2010 года рождения. Можно сразу догадаться, что это за класс. Успешно учится только один ребенок. Задумавшись, как же можно исправить положение, я пришла к выводу, для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Мне нужно так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам каждого ребенка. Я понимаю, мне, как учителю, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Наиболее эффективными активными методами обучения моих учащихся являются:

1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (музыка, ребус, загадка, выяснения целей, ожиданий, опасений.

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках : ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Организации релаксации и подведения итогов.

4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах) и самостоятельной работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков : экскурсии, уроки-сказки, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Активные методы обучения я постепенно ввела в свою практику с 1 класса на различных уроках и во внеклассной работе. Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Активные методы начала урока

Цель – настроить детей на продуктивную работу.

Эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе такие методы, как

- «Здороваемся глазами»

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

- «Улыбнемся друг другу»

- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

- «Приветствие»

Учащиеся поворачиваются и приветствуют друг друга, говоря при этом имена, тех к кому обращаются и слова приветствия.

Эти методы воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками. Хорошо применять приведённые формы особенно в первом классе, даже в период подготовки к школе, когда дети плохо знакомы друг с другом.   В конце первого класса к нам пришла девочка из РЦ. Была конфликтной, раздражительной. Общалась с одноклассниками на уровне крика. Но, постепенно, благодаря вот такому началу каждого дня в школе, таких приветствий друг друга, Саша изменилась. Ей нравится приветствовать других детей по имени, улыбаться в ответ. Сейчас это доброжелательный ребенок, всегда улыбается, в хорошем настроении. Меньше стало конфликтов.

Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений

Цель:выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели,ожидания и опасения.

Такие методы, как

- «Дерево ожиданий»,

- «Разноцветные листы»,

- «Корзина идей»,

- «Солнышко и туча»,

позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Суть методов заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги разноцветные листочки (яблоки, лимон, солнышко. тучи) и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, прикрепив на определенную поляну, дерево и т. д. Например, на солнышках (яблоках и т. д.) наши ожидания, на тучках (лимонах) – опасения.

Метод «Дерево ожиданий» или «Разноцветные листы»

Подготовка: дерево, нарисованное на плакате, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные стикеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных листочках – чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.

Оценка результата урока : желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

Этот метод можно использовать практически на всех уроках.

Метод «Солнышко и туча»

Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; позволит планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать выводо том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

На начальной стадии урока при организации групповой и индивидуальной работы учащихся, также использую метод «Корзина идей» для актуализации имеющихся у них знаний и опыта. На доске помещается корзина, в которой условно собирается всё то, что ученики вместе знают об изучаемой теме – понятия, термины (формируются познавательные УУД : умение сопоставлять, отбирать информацию, полученную из различных источников). К концу урока эта корзина пополняется новыми знаниями по теме.

Активные методы презентации учебного материала

Цель: представление нового материала.

Вот здесь- то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче,интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее ипрочнее будет усвоена новая тема.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можноиспользовать следующий метод представления нового материала:

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

- «Магазин»,

- «Светофор»,

Метод «Магазин» (использовался на уроке русского языка)

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных,фруктов, овощей, игрушек.

Проведение: тема «Имя существительное» - на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю машинку потому, что слово,обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или: «Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Изучая одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные объясняют также свой выбор.

Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (кто купил больше картинок). Можно дать другие задания по выбранным картинкам: составить предложение, поставить знак ударения, провести звуко-буквенный анализ слова и т. д. Каждый ребенок получает задание индивидуально, чтобы был результат успеха.

«Инфо-угадайка» - использовался мною при определении темы урока. Детям дается ряд вопросов. Работая в группах, они должны догадаться о теме урока. Например, на доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – девочка, заяц, корова; 3 столбик – Ольга, Чуковский, ИвановичВыберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску (названия частей речи, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 (одушевленные и неодушевленные) нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №3 (собственные и нарицательные) нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог, на доске появляется группа карточек сущ., одушевленные, собственные. Формулируем тему. Да, мы сегодня повторим собственные имена существительные.

Также на этом этапе хорошо использовать метод «Синквейн».

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «лиса» уроку литер. чтения)

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна (хитрая, рыжая).

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна (обманула, съела, перехитрила)

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Хитрая лиса всех обманула)

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (плутовка)

Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов» и литературного чтения при составлении характеристики героев произведений.

Метод «Кластер» я использую на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Активные методы организации самостоятельной работы над темой

Цель: закрепление пройденного материала.

Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнеепрошел урок. При организации самостоятельной работы над новой темой важно,чтобы учащимся было интересно проработать новый материал.

Как же это можно сделать! Конечно, при помощи активных методов! Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора,

Активные методы релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса.

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

«Делай как я»

Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим.

Упражнение «Четыре стихии»(Чистякова М. И. Психогимнастика)

Цель – повысить уровень энергии в классе.

- «Четыре стихии» - это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Выполняем.

«Шарик»

Положить руку на живот. Надуть живот как будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтобы рукойпочувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох. Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новыйвдох. Воздух сам легко входит внутрь. Выдох свободный, ненапряжённый.

Вот как шарик надуваем! Надуваем быстро шарик,

А рукою проверяем /вдох/ Он становится большой.

Шарик лопнул, выдыхаем, Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Наши мышцы расслабляем. Стал он тонкий и худой.

«Солнышко и тучка»

Учитель произносит слово «Тучка» - дети представляют, что солнце зашло затучку, стало свежо, прохладно – сжаться в комок, чтобы согреться /задержка дыхания/. При слове «Солнышко» - солнце вышло из-за тучки, стало жарко –расслабиться, разморило на солнце /на выдохе/.

Активные методы подведения итогов занятия

Цель: Подвести итог урока. Выяснить, что дети усвоили хорошо и на чтообратить внимание.

«Ромашка»

Дети по кругу передают ромашку, задают вопрос соседу по теме урока. Сосед отвечает на вопрос.

Упражнение «Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят зато, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.

«Мудрый совет»

В конце урока дети, которые хорошо усвоили тему, дают «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока. (Совет анализируется коллективно)

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итогиурока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, чторебята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующемуроке.

На этапе рефлексии применяю следующие методы:

- «Незаконченное предложение»,

А можно вернуться к методу «Солнышко и туча». Вспомнить, какие ожидания и опасения были в начале урока, и определить для себя, оправдались ли они.

Л. Н. Толстой говорил: «Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество».

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В немкомфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы, что положительно влияет на повышение качества обучения.

Публикации по теме:

Использование активных форм работы с родителями по речевому развитию средствами театрализованной деятельности «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности. Активные формы работы с родителями» «Духовная жизнь ребенка полна лишь.

Опыт работы «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников» На современном этапе развития общества в образовании происходит изменение целевых установок: от знаний, умений как предпосылок результативных.

Из опыта работы «Социальное партнёрство — путь повышения качества дошкольного образования»Из опыта работы «Социальное партнёрство — путь повышения качества дошкольного образования» Один из путей повышения качества дошкольного образования – установление прочных связей с социумом. В моей практической деятельности это.

Литературная гостиная как одна из активных форм работы с родителямиЛитературная гостиная как одна из активных форм работы с родителями Литературная гостиная - как одна из активных форм работы с родителями. В рамках работы над годовыми задачами ДОО в нашей группе реализуется.

Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы» Система Российского образования в настоящее время претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования,.

Описание опыта работы по теме «Повышение педагогического мастерства педагогов по развитию творческой самостоятельности» Описание опыта работы по теме «Повышение педагогического мастерства педагогов по развитию творческой самостоятельности, инициативы, эстетического.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода "Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода" Переход современной системы дошкольного образования.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством использования приема «изосказка» в старшей группе ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда.

Презентация опыта работы «Возможности мультимедийных технологий в процессе повышения качества образования дошкольников» Уважаемые коллеги! Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы)
Опубликовано: 22 мая 2019 в 12:47
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Минзия Шириязданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД