Агата Смагина
Дети с нарушением слуха
▼ Скачать
1. Причины нарушений слуха.
- Врождё нная глухота :
1. Генетика
40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врождённый порок развития уха или слухового нерва.
Мутации некоторых генов приводят к нарушениям слуха. Свыше половины врождённых патологий имеют генетическую природу;
2. Тяжёлое течение беременности.
Публикация «Дети с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Среди причин, влияющих на слуховую функцию плода, наиболее частыми являются токсикозы 1, 2 половины беременности.
3. В нутриутробные инфекции:
В особенно краснуха, перенесенная матерью в 1 триместре беременности. А также: корь, грипп, вирусный гепатит, ветряная оспа, эпидемический паратит, цитомегалия, токсоплазмоз, врожденный сифилис и др.
4. Трудные роды.
Нарушение слуха может стать следствием недостаточного снабжения мозга ребёнка кислородом. Это бывает при обвитии, преждевременных или стремительных родах, тазового или ягодичного предлежания, кесарева сечения.
5. Недоношенность : Если вес ребёнка при рождении менее 1500 кг, то может является фактором риска развития врождённой тугоухости у детей.
6. Ядерная желтуха новорожденных : Данная патология обусловлена конфликтом ребенка и матери по групповой принадлежности крови или резус-фактору.
7. Употребление : беременной женщиной наркотических веществ и алкоголя.
8. Работа : на вредном производстве (особенно в первом триместре беременности).
- Приобретенные нарушения слуха :
1. Долговременное воздействие шума:
проживающие около аэропортов или оживлённых автомобильных трасс подвергаются постоянному звуковому облучению интенсивностью 65-75Дб.
2. Инфекции :
Многие заболевания, особенно в раннем детстве, вызывают нарушения слуха, такие как : ОРВИ, грипп, отит, скарлатина, корь, менингит, инфекционный паротит.
3. Серные пробки :
частичная или полная обтурация наружного слухового прохода скоплением собственного секрета (ушной серы) и слущенного эпидермиса.
4. Механические травмы. Причин множество: от неаккуратной чистки уха до повреждения мозга, наличия инородных тел в ухе
5. Лекарственная интоксикация :
Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе.
6. Звуковые травмы:
Громкий хлопок, взрыв или выстрел могут привести к повреждению волосковых клеток улитки. Они отвечают за передачу звуковой информации слуховому нерву.
2. определения понятий
1. Глухие (неслышащие) - это дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса.
2. Слабослышащие — (тугоухие) дети - это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, по сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.
3. Ранооглохшие - (потерявшие слух на 1-2 году жизни) родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних этапах его развития. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные, резкие звуки.
К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.
4. Позднооглохшие дети - дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты
5. Речевые - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.. Помимо коррекции речи с малышами за-нимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обу-чают грамоте и математике
6. Безречевые - это условное понятие, под которым мы понимаем детей с тяжелыми нарушениями речи, которые клинически являются неоднородной группой и характеризуются отсутствием активной речи, то есть развитие общения с помощью речевых средств для них является невозможным вследствие особенностей их психофизического развития.
3. психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением слуха.
1. Эмоционально-волевая сфера -
Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот, и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности - с эмоциональным тоном ощущений.
Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям: дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения, в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки.
На развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха могут влиять определенные неблагоприятные факторы:
1) нарушение словесного общения частично изолирует ребенка с нарушениями слуха от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта;
2) детям с проблемами слуха не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки;
3) отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений;
4) более позднее приобщение к художественной литературе влияет на мир эмоциональных переживаний слабослышащего и глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.
К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.
2. Личность - На Формирование личности и характера глухих оказывает влияние то, как дети относятся к своему дефекту. По данным исследованиям многое дети не понимают, как повлияет отсутствие у них слуха на выбор будущей профессии, не осознают, что выбор профессии ограничен.