Надежда Краковская
Деловая игра для воспитателей детского сада «Речевое развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для воспитателей детского сада
«Речевое развитие дошкольника».
Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;
развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
Публикация «Деловая игра для воспитателей детского сада „Речевое развитие дошкольника“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.
3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
4. Совершенствовать навыки логического мышления.
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Все играющие делятся на 2 команды, выбирают капитанов. Объясняются правила игры, обращается внимание на время выполнения каждого задания.
Ведущий напоминает правила игры:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— соблюдать культуру речи и тактичность.
Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды (название, например: «Буквоежки» и «Буквожуйки»).
Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете.
1. Разминка:
Команды быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.
• Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
• Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
• Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
• Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
• Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
• Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
• Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
• Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
2. Конкурс «Путаница»
Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные и авторские сказки.
1 команда
кашечрохав («Хаврошечка»)
боклоко («Колобок»)
зоркомо («Морозко»)
комерет («Теремок»)
щеинакатар («Тараканище»)
2 команда
очвокамйюд («Дюймовочка»)
дыродйом («Мойдодыр»)
гукароснеч («Снегурочка»)
ржахика («Жихарка»)
мовьиез («Зимовье»)
3. Конкурс капитанов «Эрудированный педагог»
На полу раскладываются дорожки из обручей, переходить из обруча в обруч могут только после правильного ответа. Отвечает тот, кто быстрее других зашумит маракасами.
1. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
2. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
3. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
5. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
6. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)
7. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
8. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)
9. Назовите самые известные сказки Ганса Христиана Андерсена. («Дюймовочка», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик».)
10. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)
11. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
12. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)
13. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)
14. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)
15. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
16. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)
17. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
18. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)
19. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)
20. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)
4. Конкурс «Назови одним словом»
Предложить командам назвать одним словом
1. Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
3. Литературное произведение для пересказа (сказка)
4. Тип связной речи (диалог)
5. Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
6. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)
8. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
9. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
5. Конкурс «Умники».
Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой
(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на мольберте приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный
Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
6. Конкурс «Ребусы». Команды отгадывают ребусы.
7. Конкурс Игра : «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Например: жаркое слово - (баня, погода, день, лето)
1 команда:
Яркие слова– (солнце, лето, картинка, звезда)
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)
Задумчивые слова – (взгляд, лицо, выражение, вид)
2 команда:
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, кефир)
Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)
Вспыльчивый – (взгляд, нрав, характер, человек)
8. Конкурс «Загадки». Команды придумывают загадки друг другу.
9. Конкурс «Найдите пары пословиц».
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Руби дерево по себе»
«Знания никому не в тягость»
«Без корня и полынь растет»
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
«По Сеньке и шапка»
( Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)
10. Конкурс «Доскажи».
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют – кто в лес, кто … (по дрова!
Ребята слушать их не станут:
От этих песен уши … (вянут!
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет … (до корней волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь … (землю провалиться).
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши … (бил) с утра!
Медвежья услуга, кто в лес, кто по дрова, уши вянут, краснеть до корней волос, готов сквозь землю провалиться, бить баклуши – что это за выражения? (Это фразеологизмы).
Сейчас мы проверим не только ваше знание фразеологизмов, но и умение их изображать.
Конкурс называется «Нарисуй и отгадай фразеологизм».
На карточке у каждой команды написано по два фразеологизма. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать.
Готовы? Время пошло.
Фразеологизмы для 1 команды:
капля в море;
обвести вокруг пальца.
Фразеологизмы для 2 команды:
кот наплакал;
как ветром сдуло.
Французский философ и писатель Вольтер говорил: «Выучить несколько языков – дело одного - двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»
Говорите, пожалуйста, правильно, ведь слово – это одежда мыслей.
Ведущая приглашает воспитателей в круг, чтобы позаниматься.
Пальчиковое кинезиологическое упражнение “Ухо – нос”
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Пальчиковое кинезиологическое упражнение “Лезгинка”
- Лезгинку пальцы танцевали, и ни капли не устали.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук.
Пальчиковое кинезиологическое упражнение “Зеркальное рисование”
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.