Надежда Ивановна Фоменко
Деловая игра для педагогов «Пути эффективного формирования связной речи дошкольников»
▼ Скачать
Цели:
• Активизировать деятельность педагогов;
• Способствовать накоплению, приобретению и обобщению опыта педагогов по развитию связной речи у детей с применением инновационных методов и приемов;
• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Пути эффективного формирования связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В начале игры педагогам предлагается разделиться на команды, соответствующие определенной возрастной группе. Выбирается жюри.
Основная задача педагога в работе по развитию связной речи – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Как говорил Ф. А. Сохин: «Связная речь-это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Что имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Поэтому мы с вами собрались сегодня еще раз поговорить о важности развития связной речи у детей, о том как сделать работу над развитием связной речи ещё более эффективной, поделиться опытом работы.
Теоретическая часть.
I. Речевая разминка.
1. Дать определение следующим понятиям.
• Связная речь- это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и точно.
• Диалогическая речь – беседа нескольких людей, не меньше двух, обмена репликами.
• Монологическая речь – это последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события.
• Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
2. Назвать по определению разновидность устной монологической речи.
• Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.
• Относительно развернутая словесная характеристика предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств. (описание)
• Сообщение о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». (повествование)
• Отражение причинно-следственных связей каких-либо фактов, явлений. (рассуждение)
II. Сформулировать основные задачи по формированию связной речи у детей в разных возрастных группах.
младшая группа:
• Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мутфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом : слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.
• Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.
• Упражнять в употреблении форм словесной вежливости. Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
• Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.
средняя группа:
• Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задав.
• Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выяснить, правильно ли они ответили на заданный вопрос.
• Упражнять детей в составлении рассказов по картине, созданной с использованием раздаточных карточек («У меня вот какой лес. В нем живут. растут.» и т. п.).
• Учить детей описывать предмет, картину (по образцу воспитателя).
• Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
старшая группа:
• Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.
• Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
• Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
• Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану, придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
подготовительная к школе группа:
• Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
• Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
• Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
• Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
• Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребенку, учить придумывать броский краткий текст рекламы.
• Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылички и загадки.
Практическая часть.
III. Перечислить инновационные методы и приемы, используемые в работе и способствующие эффективному развитию связной речи.
Воспитатели перечисляют инновационные методы и приемы, используемые в своей работе, представляют практические наработки.
IV. Показ фрагмента занятия.
Воспитателям раздаются темы занятий по связной речи, соответствующие определенной возрастной группе. Каждой команде предлагается показать фрагмент занятия с использованием инновационных методов и приемов.
V. Подведение итогов. Объявление победителей.
Все воспитатели показали умения применять в своей работе инновационные методы и приемы, способствующие развитию связной речи у детей. У многих имеются собственные наработки, спасибо тем, кто поделился своим опытом.
Литература:
1. Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей ст. дошк. возраста. – М. : Просвещение, 2003.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М. : АРКТИ, 2002.
3. Э. П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»
4. А. И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье»
5. Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.