Приложение МААМ

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников

Людмила Колпакова
Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников

Администрация Октябрьского района муниципального образования

«Город Саратов»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 «Колосок» Октябрьского района г. Саратова

Доклад

На тему : «Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников»

Провела учитель-логопед:

Колпакова Л. А

Саратов 2013г

Публикация «Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников» размещена в разделах

Связная речь есть связное, логичное, последовательное смысловое высказывание. Уровень развития связной речи на прямую зависит от словарного запаса и сформированности грамматического строя речи дошкольников. Лексико-грамматическое наполнение речи является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь

Речевые недостатки дошкольников 4-5 лет, поступающих в группу для детей с общим недоразвитием речи, следующие: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления. А это в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в диапазоне от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок.

В нашем детском саду работа по формированию связной речи –является наиболее приоритетной, так как повсеместная компьютеризация общества свела к минимуму возможности связанного речевого высказывания детей.

Поэтому я в своей работе по данной теме придерживаюсь системы, которая осуществляется по принципу от простого к сложному. Начиная, с 1 периода старшей группы, внедряю этап по составлению рассказа на каждом занятии. Изучив современную методическую литературу по формированию связной монологической речи, я выработала свою систему, преломив несколько методик по данной теме и провели мониторинг развития связной речи детей в норме и с речевой патологией, Были сделаны выводы: в основном у дошкольников общеобразовательных групп словарный запас соответствует возрастной норме, а также грамматический строй сформирован относительно их возрастной группе. Но и эти дети нуждаются в некоторой системе при обучении их связной монологической речи. Распространённая ошибка воспитателей использовать в работе с детьми без подготовки, с ходу такие виды монологической речи, как пересказ, составление творческих рассказов. Опыт наблюдения и обучения детей с нарушениями речи показал, что на начальном пусковом этапе обучения такие традиционные виды упражнений, как пересказ объёмного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу оказывается недоступным не только детям речевых групп, но и большинству воспитанников массовых групп.

Обучению детей монологической речи, предшествует подготовительная работа, которую следует проводить со средней группы. Цель этой работы:

достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развёрнутого высказывания. Подготовительная работа включает формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий. Реализация задач осуществляется на занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, речевых игр, лексико-грамматических упражнений и созданных специальных игровых ситуаций по ходу режимных моментов, при которых в полной мере происходит речевая активность детей. Таким образом, на первом этапе обучения дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают род языковых (лексических и синтаксических) средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ- описание, рассказывания по картинам и др) Начиная со средней группы дети учатся составлять описательные рассказы. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (пирамидок разного цвета, но одинаковой формы и величины, затем сравниваются предметы. Относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп (помидор, арбуз). Эти упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов. А также, я использую составление рассказов по графической схеме, как обобщение знаний полученных ребёнком в течении недели на ту или иную лексическую тему.

Параллельно с занятиями по обучению составлению описательных рассказов по картинкам, игрушкам, по схеме, я в нашем детском саду использую методику Т. А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи». Москва Издательство Гном и Д 2005г, В. П. Глухов «Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» Москва. «Аркти»-2004г. Я считаю, что данные методики могут использоваться воспитателями массовых групп, начиная со средней группы. Эти методические разработки включают в себя использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка смыслового развёрнутого высказывания.

Одним из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт. Вторым вспомогательным средством выделяем моделирование плана высказывания. Упражнения на начальном этапе обучения расположены в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и свёртыванием плана рассказа. Порядок работы такой:

1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию

2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии предметных картин, а также сюжетных картин.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине.

В подготовительной группе следует включать в занятия по обучению различным видам рассказывания,творческие задания. Опираясь на методические разработки В. В Коноваленко и С. В Коноваленко фронтальных логопедических занятий по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Человек» и т. д. По мере усвоения навыков описания рекомендуется вводить новые виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации. На занятиях по обучению пересказу вводятся такие виды заданий: игры-инсценировки, упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения, восстановление деформированного текста с последующим его пересказом, составление творческих пересказов- с заменой действующих лиц, места действия, времени действия. При обучении рассказыванию по картинам, я использую такие виды заданий: придумывание названий к картине, упражнения в составлении предложений по данному слову, также игры- инсценировки с использованием пантомимы, восстановление пропущенного звена при составлении рассказа. Все эти виды заданий способствуют развитию воображения, словесного творчества и связной монологической речи.

Публикации по теме:

«Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием аудио — визуальных средств». МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕние «Муниципальный детский сад «Красная шапочка» г. Жуков «Формирование связной монологической.

Сказкотерапия как средство развития связной речи детей. Новые технологии в работе с детьми по развитию связной речи 2.3. Практическое применение сказкотерапии. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные.

«Театр — как средство формирования связной речи у дошкольников» МДОУ «Детский сад №8 «Сказка» Согласована: Утверждаю: На Педагогическом Совете Заведующий Г. Л. Гологузова Протокол №.

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Консультация для родителей «Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников» Консультация для родителей «Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников» г. Новокузнецк МБДОУ «Детский сад №279» Учитель.

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Моделирование как метод в развитии связной монологической речи детей 5–6 лет Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения.

Развитие связной речи у дошкольников Связная устная речь в отличии от беседы, протекающей в форме диалога, носит характер долее или менее длительного монолога,т. е. сообщения,.

Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольников Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников
Опубликовано: 23 марта 2017 в 20:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Колпакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД