Людмила Колпакова
Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников
Администрация Октябрьского района муниципального образования
«Город Саратов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 «Колосок» Октябрьского района г. Саратова
Доклад
На тему : «Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников»
Провела учитель-логопед:
Колпакова Л. А
Саратов 2013г
Публикация «Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников» размещена в разделах
Связная речь есть связное, логичное, последовательное смысловое высказывание. Уровень развития связной речи на прямую зависит от словарного запаса и сформированности грамматического строя речи дошкольников. Лексико-грамматическое наполнение речи является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь
Речевые недостатки дошкольников 4-5 лет, поступающих в группу для детей с общим недоразвитием речи, следующие: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления. А это в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в диапазоне от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок.
В нашем детском саду работа по формированию связной речи –является наиболее приоритетной, так как повсеместная компьютеризация общества свела к минимуму возможности связанного речевого высказывания детей.
Поэтому я в своей работе по данной теме придерживаюсь системы, которая осуществляется по принципу от простого к сложному. Начиная, с 1 периода старшей группы, внедряю этап по составлению рассказа на каждом занятии. Изучив современную методическую литературу по формированию связной монологической речи, я выработала свою систему, преломив несколько методик по данной теме и провели мониторинг развития связной речи детей в норме и с речевой патологией, Были сделаны выводы: в основном у дошкольников общеобразовательных групп словарный запас соответствует возрастной норме, а также грамматический строй сформирован относительно их возрастной группе. Но и эти дети нуждаются в некоторой системе при обучении их связной монологической речи. Распространённая ошибка воспитателей использовать в работе с детьми без подготовки, с ходу такие виды монологической речи, как пересказ, составление творческих рассказов. Опыт наблюдения и обучения детей с нарушениями речи показал, что на начальном пусковом этапе обучения такие традиционные виды упражнений, как пересказ объёмного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу оказывается недоступным не только детям речевых групп, но и большинству воспитанников массовых групп.
Обучению детей монологической речи, предшествует подготовительная работа, которую следует проводить со средней группы. Цель этой работы:
достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развёрнутого высказывания. Подготовительная работа включает формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий. Реализация задач осуществляется на занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, речевых игр, лексико-грамматических упражнений и созданных специальных игровых ситуаций по ходу режимных моментов, при которых в полной мере происходит речевая активность детей. Таким образом, на первом этапе обучения дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают род языковых (лексических и синтаксических) средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ- описание, рассказывания по картинам и др) Начиная со средней группы дети учатся составлять описательные рассказы. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (пирамидок разного цвета, но одинаковой формы и величины, затем сравниваются предметы. Относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп (помидор, арбуз). Эти упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов. А также, я использую составление рассказов по графической схеме, как обобщение знаний полученных ребёнком в течении недели на ту или иную лексическую тему.
Параллельно с занятиями по обучению составлению описательных рассказов по картинкам, игрушкам, по схеме, я в нашем детском саду использую методику Т. А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи». Москва Издательство Гном и Д 2005г, В. П. Глухов «Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» Москва. «Аркти»-2004г. Я считаю, что данные методики могут использоваться воспитателями массовых групп, начиная со средней группы. Эти методические разработки включают в себя использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка смыслового развёрнутого высказывания.
Одним из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт. Вторым вспомогательным средством выделяем моделирование плана высказывания. Упражнения на начальном этапе обучения расположены в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и свёртыванием плана рассказа. Порядок работы такой:
1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию
2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии предметных картин, а также сюжетных картин.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине.
В подготовительной группе следует включать в занятия по обучению различным видам рассказывания,творческие задания. Опираясь на методические разработки В. В Коноваленко и С. В Коноваленко фронтальных логопедических занятий по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Человек» и т. д. По мере усвоения навыков описания рекомендуется вводить новые виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации. На занятиях по обучению пересказу вводятся такие виды заданий: игры-инсценировки, упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения, восстановление деформированного текста с последующим его пересказом, составление творческих пересказов- с заменой действующих лиц, места действия, времени действия. При обучении рассказыванию по картинам, я использую такие виды заданий: придумывание названий к картине, упражнения в составлении предложений по данному слову, также игры- инсценировки с использованием пантомимы, восстановление пропущенного звена при составлении рассказа. Все эти виды заданий способствуют развитию воображения, словесного творчества и связной монологической речи.