татьяна лемайкина
Образовательный проект на тему: «Театр как средство формирования связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Центр развития ребенка -детский сад №46»
Образовательный проект
на тему :
«Театр как средство формирования связной речи дошкольников».
Подготовила:
воспитатель
первой младшей группы №4
Лемайкина Т. А.
Саранск, 2017-2019г. г.
Тип проекта
Публикация «Образовательный проект на тему: „Театр как средство формирования связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
По времени –долгосрочный на 2017-2019г. г.
По количеству- групповой
Актуальность
• В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
. Развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?
Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
.Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение
• Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Объект- дети младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - деятельность, направленная на развитие связной речи младшего дошкольного возраста.
Цель проекта : развитие связной речи у дошкольников младшей группы средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми
материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей
становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи
дошкольников.
2. Разработать перспективный план мероприятий.
3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового
опыта, речевой активности ребенка.
4. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику
6. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
Задачи по центрам активности.
Игровая деятельность.
• - разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;
• передавать характер персонажей;
• - учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест,
• движение; учить сочетать движение и речь;
• - формировать интонационно – образную речь
• - развивать инициативу и фантазию.
Речевое развитие.
• - Учить: понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;
• - давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения,образные выражения; - использовать выразительные средства интонационно – образной речи;
• - пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;
• - развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.
Ожидаемый результат:
- приобретение речевых навыков: пополнение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи.
- полноценное развитие всех сторон речи детей : диалогической и монологической.
- эмоциональная и выразительная речь. - положительное отношение к театральным играм.
- развитие творческих способностей.
- умение детьми распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.
Условия:
Материально – технические:
-теле-, видео-, аудиоаппаратура;
-компьютер, принтер, ксерокс;
-канцтовары;
-передвижные выставочные стеллажи
-стенды для методической литературы
Средства :
- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);
- Литературные произведения, иллюстрации;
- Разные виды театров – настольный театр ложек, пальчиковый театр, театр масок, плоскостной, теневой, театр Петрушки, театр фартуков и др.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный.
Подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе, которая поможет детям учиться правильно говорить. Подобран методический материал и консультации для родителей по ознакомлению их с театральным искусством. Были приобретены маски, сценические костюмы, изготовлены атрибуты, ширма, декорации для спектаклей.
Планирование
Благодаря реализации проекта дети приобретут речевые навыки.
Реализация
Программа реализуется во время занятий, а также в течение всего дня воспитанниками младшей группы, их родителями, воспитателями и педагогами, работающими в детском саду. Срок реализации программы 2 года.
Анализ
Формирование внутренней мотивации речевого высказывания. Совершенствование артикуляционного аппарата, формирование диалогической, эмоционально насыщенной, выразительной речи ребенка. Развитие мышления, памяти, воображения.
1 Блок-Работа с детьми 2017-2018г.
Задачи
Форма работы Сроки
-формировать знания, умения и навыки, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья.
- создать здоровьесберегающую среду в группе.
-подготовить и обновить каталог пальчиковых игр.
-активизировать словарный запас детей.
-подготовить материал для театрализованной деятельности.
-Формировать навык мягкого голосоведения, воспитывать правильный умеренный темп речи
- Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов
- создать здоровьесберегающую среду в группе.
1. Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, зрения).
.
2Проговаривание
чистоговорок с пальчиковыми играми.
3. Упражнения на активизацию словарного запаса. Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое», «Избушка-…»
4. Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.
5. Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».
6. Этюды на пластику: «Медведь рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».
7. Беседа с детьми «Как я буду заботиться о своем здоровье»
Сентябрь-Май
1 Блок-Работа с детьми 2018-2019г.
Задачи
Форма работы Сроки
-Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов
-обогащение предметно-развивающей среды для театрализованной деятельности детей
- подготовить материал.
-Приобретение навыков работы с театральными атрибутами.
- Подбор DVD дисков по изучаемым темам
- создать здоровьесберегающую среду в группе. 1. Фотовыставка «Юные актёры». Подготовка фотографий детей во время театрализованнной деятельности.
2. Показ спектакля по сказке «Три поросёнка»
3. Оформление :
- театрального уголок с разнообразными видами театров.
-театральные игры :
* «Из какой сказки этот герой?»
* «Угадай настроение»
* «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»
4. Создать картотеку скороговорок и чистоговорок
5. Тематическое занятие «Поиграем в театр».
6. Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их.
7. Беседа с детьми «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» Сентябрь - Май
2 Блок-Работа с родителями 2017 – 2018г.
Задачи
Форма работы Сроки
-Привлечь родителей к созданию театрального уголка, оборудовать ширмой, собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров.
-изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров;
-подготовка фотографий детей во время театрализованнной деятельности.
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
-поиск интересной информации.
1. Создание и оборудование уголка «Театр».
2. Консультации:
-«Организация театрализованной деятельности в домашних условиях»
3. Тематические фотовыставки:
-«Моя семья в лесу»
-«Моя семья на даче»
- «Мои домашние питомцы»
4. Рекомендации в уголок «Театр на столе»
5. Информация в уголке родителей : «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников.
Сентябрь-Май
2 Блок-Работа с родителями 2018– 2019г.
Задачи
Форма работы Сроки
-изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров;
-совместная подготовка рисунков родителей и детей по любимым сказкам.
- подготовить анкеты для родителей.
- дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми, о соблюдении навыков гигиены, двигательной деятельности.
-поиск интересной информации о театрах. 1. Консультация для родителей на тему :
«Домашний кукольный театр».
2. Консультация «Мама, почитай мне сказку»
3. Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
4. Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».
5. Анкета для родителей «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»
6. Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка»
7. Папка-передвижка для родителей и детей Сентябрь - Май
Литература:
1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» : для детей 5-7 лет.
Методическое пособие. - М. : Творческий Центр «Сфера», 2012.
2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.
4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи : Учеб. -метод. пособие. - М. : Соц. - полит. журн. ,
1994.
Интернет ресурсы:
1.https://www.maaam.ru
2.https://www.nsportal.ru
3.https://www.google.com