Людмила Лютова
Применение сказки как эффективного средства логопедической коррекции связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать их речевую активность, развивать словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.
Публикация «Применение сказки как эффективного средства логопедической коррекции связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ОНР все большее значение имеет работа со сказкой. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказка близка и интересна ребенку дошкольного возраста. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты характера героев ярко выражены, мотивы поступков понятны. Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищенность ребенка, вера в позитивное разрешение проблем. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы пря-мой речи. Образность языка сказки развивает речь, интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение информации.
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Таким детям часто не доступны логические и временные связи между предметами и явлениями. У детей с речевыми проблемами выявлены серьезные нарушения в развитии связности высказывания. Именно эти особенности детей с ОНР диктуют основную цель использования приёмов сказки : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Целесообразность использования сказочных произведений в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением речи подчеркивали многие авторы: Н. В. Нищева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чеботанян, А. А. Гуськова, Л. Н. Шаманская, Л. Ю. Козина, Н. А. Погосова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.
Многочисленные исследования этих авторов доказывают, что метод работы со сказкой занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
В настоящее время в логопедической практике используется большое количество разнообразных сказок.
Дидактические сказки — это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок в доступной метафорической форме передает дидактический материал, а также учебные задания и инструкции. Психокоррекционные сказки — это сказки, сочиняемые психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы ребенка: эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи.
Одним из видов инноваций в педагогической практике являются логосказки. Это сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В таких сказках используются различные способы для работы над постановкой звуков и фонематическим слухом, обогащением словарного запаса, над законами словообразования и словоизменения, над развитием связного высказывания. Логопедическое воздействие происходит в сказочной игровой форме и является наиболее универсальным.
Логопеды М. А. Паваляева, Г. Г. Чеботанян используют в работе с детьми с речевыми проблемами серию авторских сказок под названием «Сказки Тихого Дона». Авторы особо подчеркивают, что достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи : тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Авторы утверждают, что конструирование слов, словосочетаний и предложений станет намного интересней для детей, если использовать для этого словесный материал из сказок.
Н. А. Погосова разработала сборник для логопедических занятий с детьми с нарушениями речи и эмоциональной нестабильностью по программе «Погружение в сказку». Средства сказки автор использует для формирования у детей звукопроизношения, лексики, грамматики и связной речи.
Н. В. Нищевой предложено учебно-методическое пособие с авторскими сказками «Развивающие сказки» для детей, старшего и подготовительного к школе возраста с речевыми нарушениями. На основе сказочного сюжета, автором разработаны дидактические игры по ознакомлению детей с окружающим миром, упражнения для формирования звукопроизношения и грамматической стороны речи, игровые задания для развития зрительного и слухового внимания, связной речи. Автор подчеркивает, что для поддержания устойчивого внимания детей на занятиях должны использоваться иллюстрации, разнообразные демонстрационные материалы, элементы конструирования, лепки и рисования.
О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко, предлагают несколько моделей работы со сказкой в зависимости от возраста детей на основе всем известных сказок «Теремок», «Гуси-Лебеди», «Репка» и т. д. Комплексы заданий, представленные в книге, включают знакомство детей со сказкой, закрепление знания содержания и анализ сказки, развитие психических процессов у детей и творческую работу по мотивам сказки. Разработки авторов, дают возможность организовать разнообразную деятельность детей : инсценирование сказки с использованием масок героев, пересказ сказки с демонстрацией изображений героев на фланелеграфе, представление сказки в теневом театре с использованием контурных картинок, изготовление изображений героев сказки в технике оригами, выполнение оригинальных и интересных дидактических заданий. Логосказки авторов, направлены также на развитие полисенсорности ребенка («сказка» плюс «предметная деятельность», развитие мелкой моторики и графических навыков.
Л. Н. Шаманская, Л. Ю. Козина предлагают пособие с рекомендациями по воспитанию нравственно-этических норм и правил, эмпатийного поведения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В пособии предложены формы знакомства со сказкой, работа над лексической темой недели и различными видами деятельности (театрализованной, изобразительной, музыкальной, этюдами пси-хогимнастики, коммуникативными играми и упражнениями для развития навыков общения и развития речи.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева разработала серию сказок дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний и проб: артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики, фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков, сказки для обучения грамоте (в звуках и буквах).
Авторские сказки учителей-логопедов Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской – это логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями. Авторы ставят лексико-грамматические задачи: обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий.
Т. А. Ткаченко предлагает сказки с моделированным содержанием, способствующие формированию связной речи.
Все перечисленные авторы отмечают, что сказка является одним из наиболее доступных средств, для развития не только речи, но и всех сторон психической деятельности ребенка с речевыми нарушениями. У детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, а это значит, что информация, переданная посредством ярких сказочных образов, лучше усваивается ребенком. Язык сказок ритмичен, понятен, героям даны неожиданные и забавные определения, интересный сюжет сказок, привлекает внимание детей.
По мнению А. М. Поваляевой, сказочный материал для проведения логопедических занятий нужно подбирать соответственно возрасту детей, только тогда ребенок, наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка близка и интересна дошкольникам, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, речь, дает образцы русского литературного языка. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, повышается эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
При использовании сказки в логопедических занятиях у детей повышается речевая активность в процессе узнавания и пересказа сказки. Дети учатся давать развернутые речевые характеристики сказочным героям, правильно оценивать взаимоотношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, понимать логику построения сюжета, сопоставлять сказки с приобретёнными знаниями.
Сказки легко запоминаются благодаря своей образности языка. Из сказки ребенок узнает много новых слов, крылатых выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты, пословицы, поговорки и другие средства образной выразительности. Соответственно, у детей совершенствуется выразительность речи, расширяется словарный запас, повышается уровень связности диалогической и монологический речи.
Для развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи сказка замечательна еще и тем, что в ней подробно излагается конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для детей с речевыми нарушениями, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, таким детям необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала повествования к его завершению. Сказка – это произведение с «ясным соотношением частей» (завязка, средняя часть, концовка, поэтому, ребенку проще усвоить основную мысль и тему произведения, его структурные части.
Логопедические занятия по развитию речи на основе сказки строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Самостоятельное сочинение сказок – самый сложный вид работы со сказкой, приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Методы и формы работы со сказкой по формированию связной речи детей с ОНР разнообразны : рассказ новой или пересказ известной сказки (от 3-го или от 1-го лица, групповой, по кругу); придумывание продолжения или завершения известной сказки; составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал; самостоятельное или коллективное сочинение сказки; метод решения сказочных задач; сравнение нескольких сказок или сказочных героев; узнавание детьми иллюстраций; выбор любимой сказки или любимого героя сказки; выбор самой смешной сказки или самого смешного эпизода; игры-беседы детей с персонажами сказок; игры-драматизации; постановка сказки с помощью кукол; рисование персонажей из сказки и др.
Чтобы поддерживать интерес детей на логопедических занятиях по сказкам, важно творчески подходить к работе со сказочными произведениями. Для этого можно предложить детям преобразовывать ход повествования: изменять сюжет сказки с помощью «волшебной палочки», придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, делать плохих героев – хорошими и т. д. Для стимулирования речевой активности дошкольников детям предлагают придумать и задать шуточный вопрос героям сказки, написать им письмо или послать телеграмму, самостоятельно подобрать пословицу или поговорку к данной сказке, придумать новое название сказки и т. д.
Сказка в работе с детьми с речевым недоразвитием должна быть зримой, одушевленной, поэтому в работе должны обязательно использоваться средства наглядности : иллюстрации, различные настольно-печатные пособия, мини-макеты, фланелеграф, карточки с графическими символами, модели сказки, перчатки с наклеенными персонажами сказки, куклы, игрушки. Для драматизации сказки используются объемные ширмы, маски, различные видов театров - кукольный, рукавичный, картонный, теневой и т. д.
В процессе работы над сказкой важно развивать крупную и мелкую моторику старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого, рекомендуется проводить занятия по изготовлению иллюстраций к сказкам, используя работу с бумагой, фломастерами, карандашами или красками, конструирование, лепку. Включение в логопедические занятия по сказке элементов логоритмики дает наибольший эффект для развития речевых и моторных навыков детей с недоразвитием речи.
На занятиях на основе сказки должно использоваться большое количество тематических упражнений и дидактических игр, где тесно переплетаются грамматические и лексические задания, что эффективно для развития навыков построения предложений и текстов и способствует совершенствованию коррекционной работы по развитию связной речи.
Итак, А. А. Гуськова выделяет следующие задачи, которые решает сказка в работе на коррекционных занятиях с детьми с речевым недоразвитием:
1. Воспитательные задачи:
Донести в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей: воспитание любви ко всем людям и природе; расширение кругозора и представлений о мире; закладывание нравственных основ.
2. Коррекционные задачи :
- Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Эффективность игровой мотивации детской речи.
- Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
- Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что занятия на основе сказочных произведений являются эффективными средством для коррекции связной речи детей с ОНР. Занятия по сказке позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей. Использование сказочного материала логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой.
Работа со сказкой способствует снятию напряжения и созданию положительного эмоционального фона на занятиях, что повышает мотивацию к обучению в целом.
Научное исследование литературы по данной теме позволяет сделать вывод, что сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Образность языка сказки развивает речь, интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции. Занятия по сказке позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей. Использование сказочного материала логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой.