МААМ-картинки

Деловая игра «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Арина Рустамова
Деловая игра «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели и задачи:

Привлечение внимания педагогов к проблемам познавательного развития дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.

Развитие творческого потенциала воспитателей в осуществлении задач познавательного развития дошкольников через создание развивающей среды.

Деловую игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» (ответы воспитателей).

Первый вопрос.

Публикация «Деловая игра „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Что соответствует ФГОС?

Какой можно сделать вывод-

Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает ребенку ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник обладает такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности

При этом в соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений содержания образовательных областей является:

• Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации

• Формирование познавательных действий, становление сознания

• Развитие первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях

Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»

Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента»

1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;

2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3. Выдвижение гипотез (о причинах и явлениях и способах решения задачи)

4. Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии.

5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)

6. Формулирование выводов

7. Фиксация

Упражнения на умение видеть проблемы.

Задача «Посмотрите на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Каждый педагог получает карточку, на которой указана какая-то роль (дворник, мэр города, зайчик, белочка и т. д.). педагог зачитывает какую-то нейтральную ситуацию, например, «Небо заволокло тучами, пошел крупный, пушистый снег. Завалило все дороги, засыпало все поля и деревья».

Каждый должен выразить свое отношение к происходящему от лица того, кто был указан на его карточке; выразить нужно так, чтобы все поняли, от чьего лица идет речь. Например, от лица зайчика: «Как здорово! Наконец-то я могу поменять свою шубку на белую!»

Вывод. С помощью таких заданий активизируются и развиваются основные параметры креативности – продуктивность, оригинальность, гибкость мышления. Дети учатся концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, перемещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребята учатся открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.)

Педагогам предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, свойства которого им хорошо известны. Это может быть игрушка, кусочек мела, карандаш, картонная коробка, …

Задание – найти как можно больше вариантов необычного, но при этом реального использования этого предмета

Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.

Ход практикума:

1. Все педагоги делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.

2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).

3. Анализ предложенных вариантов.

4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.

Задания для подгрупп:

1) Тема: «Солнечная система».

Предъявляемый научный факт: «Все планеты вращаются вокруг солнца».

(ПС: «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»

Эксперимент: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность.)

2) Тема: «Зима».

Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».

(ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»

Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:

- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)

3) Тема: «Растения»

Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».

(ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»

Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко. Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.

Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).

Мастер-класс педагога

Упражнение на умение вырабатывать гипотезу.

Выработка гипотез является одним из этапов исследовательской деятельности. В педагогической литературе имеются игры и упражнения для детей, направленные на формирование этого умения. С одним из таких упражнений мы сейчас познакомимся.

Предлагается любая нейтральная ситуация, например, как птицы узнают дорогу на юг? «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам», «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта», «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?».

Каждый по очереди должен высказать предположение, почему такое могло произойти.

Предположение должно начинаться словами: «предположим», «возможно», «допустим», «может быть», «что, если…»

Задания «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы (дети стали больше играть во дворах)

Провокационные:

Представьте, что «Люди стали в несколько раз меньше (или больше, чем сейчас» и др.). Что произойдёт? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений

Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.

Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)

Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Какие существуют различные способы фиксации увиденного? (ментальные, графические и практические).

Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).

Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.

Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).

Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;

схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;

использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;

рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;

рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;

педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;

педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.

Т. к. фиксирование результатов – это сложная форма работы,

Начинать нужно с самых простых способов –с использования готовых форм;

Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:

1. Использование готовых форм

2. Наблюдение за работой педагога

3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями

4. Заполнение всеми детьми по очереди

5. Коллективное заполнение под руководством педагога

6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.

Упражнения «Зарисуй схемы»

Предлагаю зарисовать одной команде свойства воздуха, другой команде свойства воды, третей команде опыты, которые можно провести по теме: «Космос». Какие схемы можно использовать?

Упражнение "Придумай опыт"

1. Сейчас я предлагаю первой команде рассказать какие можно провести опыты и узнать свойства воздуха по этому предмету? (шарик)

2. Рассказать какой опыт можно провести с этими предметами?

(свойства воды) стакан, цветок.

3. Тема «Космос» (глобус, фонарь.)

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка –это название темы

2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Ответ:

1. Эксперимент

2. Увлекательный, познавательный

3. Открывает, подтверждает, доказывает

4. Жизнь без экспериментов скучна!

5. Исследование

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 14:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Арина Рустамова (УИ 499079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД