Арина Рустамова
Деловая игра «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Привлечение внимания педагогов к проблемам познавательного развития дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.
Развитие творческого потенциала воспитателей в осуществлении задач познавательного развития дошкольников через создание развивающей среды.
Деловую игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» (ответы воспитателей).
Первый вопрос.
Публикация «Деловая игра „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Что соответствует ФГОС?
Какой можно сделать вывод-
Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает ребенку ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник обладает такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности
При этом в соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений содержания образовательных областей является:
• Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
• Формирование познавательных действий, становление сознания
• Развитие первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях
Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»
Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента»
1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3. Выдвижение гипотез (о причинах и явлениях и способах решения задачи)
4. Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии.
5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
6. Формулирование выводов
7. Фиксация
Упражнения на умение видеть проблемы.
Задача «Посмотрите на мир чужими глазами»
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Каждый педагог получает карточку, на которой указана какая-то роль (дворник, мэр города, зайчик, белочка и т. д.). педагог зачитывает какую-то нейтральную ситуацию, например, «Небо заволокло тучами, пошел крупный, пушистый снег. Завалило все дороги, засыпало все поля и деревья».
Каждый должен выразить свое отношение к происходящему от лица того, кто был указан на его карточке; выразить нужно так, чтобы все поняли, от чьего лица идет речь. Например, от лица зайчика: «Как здорово! Наконец-то я могу поменять свою шубку на белую!»
Вывод. С помощью таких заданий активизируются и развиваются основные параметры креативности – продуктивность, оригинальность, гибкость мышления. Дети учатся концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, перемещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребята учатся открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.)
Педагогам предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, свойства которого им хорошо известны. Это может быть игрушка, кусочек мела, карандаш, картонная коробка, …
Задание – найти как можно больше вариантов необычного, но при этом реального использования этого предмета
Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.
Ход практикума:
1. Все педагоги делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.
2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).
3. Анализ предложенных вариантов.
4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.
Задания для подгрупп:
1) Тема: «Солнечная система».
Предъявляемый научный факт: «Все планеты вращаются вокруг солнца».
(ПС: «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»
Эксперимент: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность.)
2) Тема: «Зима».
Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».
(ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»
Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:
- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)
3) Тема: «Растения»
Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».
(ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»
Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко. Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.
Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).
Мастер-класс педагога
Упражнение на умение вырабатывать гипотезу.
Выработка гипотез является одним из этапов исследовательской деятельности. В педагогической литературе имеются игры и упражнения для детей, направленные на формирование этого умения. С одним из таких упражнений мы сейчас познакомимся.
Предлагается любая нейтральная ситуация, например, как птицы узнают дорогу на юг? «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам», «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта», «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?».
Каждый по очереди должен высказать предположение, почему такое могло произойти.
Предположение должно начинаться словами: «предположим», «возможно», «допустим», «может быть», «что, если…»
Задания «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы (дети стали больше играть во дворах)
Провокационные:
Представьте, что «Люди стали в несколько раз меньше (или больше, чем сейчас» и др.). Что произойдёт? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.
Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.
Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)
Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Какие существуют различные способы фиксации увиденного? (ментальные, графические и практические).
Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;
схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;
использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;
рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;
рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;
педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;
педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.
Т. к. фиксирование результатов – это сложная форма работы,
Начинать нужно с самых простых способов –с использования готовых форм;
Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:
1. Использование готовых форм
2. Наблюдение за работой педагога
3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
4. Заполнение всеми детьми по очереди
5. Коллективное заполнение под руководством педагога
6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.
Упражнения «Зарисуй схемы»
Предлагаю зарисовать одной команде свойства воздуха, другой команде свойства воды, третей команде опыты, которые можно провести по теме: «Космос». Какие схемы можно использовать?
Упражнение "Придумай опыт"
1. Сейчас я предлагаю первой команде рассказать какие можно провести опыты и узнать свойства воздуха по этому предмету? (шарик)
2. Рассказать какой опыт можно провести с этими предметами?
(свойства воды) стакан, цветок.
3. Тема «Космос» (глобус, фонарь.)
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Рефлексия.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
1 строчка –это название темы
2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Ответ:
1. Эксперимент
2. Увлекательный, познавательный
3. Открывает, подтверждает, доказывает
4. Жизнь без экспериментов скучна!
5. Исследование