Наталья Алексеева
НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда».
Цель: Обобщать и закреплять знания детей о посуде и способах ее изготовле-ния.
Задачи:
1. Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно вы-бирать способ лепки. Украшать готовое изделие углубленным релье-фом при помощи стеки, или налепами. Закреплять навыки аккуратной лепки.
Публикация «НОД по лепке в старшей группе на тему „Декоративная посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
2. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выби-рать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых из-делий.
3. Воспитывать интерес к истории, предметам посуды; прививать у детей понятие о необходимости труда.
Методы:
1. Словесный (беседа, объяснение, художественное слово, напоминание).
2. Наглядный (презентация, выставка декоративной посуды).
3. ТРИЗ - игра «Как помочь Федоре?»
Технологии:
- ИКТ (презентация «Старинная посуда», «Способы лепки посуды»).
- здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, танец «Веселей шагать всем вместе»).
Образовательные области:
Приоритетная: «Художественно – эстетическое развитие»
В интеграции:
Физическое развитие:
- Способствовать формированию правильной осанки во время образовательной деятельности.
-Способствовать снятию напряжения с глаз.
Социально-коммуникативная деятельность:
-Знакомство с трудом гончаров, народных умельцев, воспитание патриотиче-ских чувств, умение общаться, договариваться друг с другом.
- Закреплять правила пользования глиной, стекой и др. художественным мате-риалом.
Речевое развитие:
-Малые формы фольклора (пословицы, загадки, чтение отрывков сказки К. Чу-ковского «Федорино горе».
-Способствовать формированию умения работать коллективно, отвечать на во-просы педагога, давать необходимые пояснения к своему ответу.
Познавательное развитие: происхождение названий старинной посуды и знание их характерных особенностей.
Художественно-эстетическое развитие:
Музыкальная деятельность (пение песни «Белая береза», прослушивание музы-ки: русские народные наигрыши, мелодия «Красный сарафан»).
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, художественная дея-тельность, чтение художественной литературы, двигательная, продуктивная.
Предварительная работа:
- экскурсия в музей детского сада «Народное творчество в быту»,
- экскурсия в гончарную мастерскую, участие в мастер-классе «Лепка из гли-ны»,
-лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельно-сти,
-беседы о видах посуды,
- беседы «Декоративно-прикладное искусство», «Способы лепки посуды»;
- просмотр презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного ис-кусства, «История создания посуды», «Виды посуды», «Посуда из глины»,
-рассматривание глиняной посуды и иллюстраций с её изображением, рас-сматривание иллюстраций с изображением ярмарки, гончарной мастерской, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений,
-чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и кув-шин», Бр. Гримм «Горшочек каши», К. Чуковский «Федорино горе» и др. ,
- чтение стихотворений, загадок, пословиц о посуде, о труде;
В ходе НОД дошкольникам были предложены следующие материалы и обору-дование: пластилин, глина, стеки разных видов (трубочки для коктейля, корпу-сы от шариковых ручек, стержни от шариковых ручек, ложечки и ножи от иг-рушечной посуды и т. д., вода, доски, салфетки (бумажные, влажные, фартуки.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точ-ку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка чашки, вазы, самовара); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Результат: В ходе НОД были задействованы все дошкольники, в процессе до-школьники проявили воображение, творчество, фантазию. Поставленные задачи были выполнены.
На будущее я планирую усложнить способы и приёмы лепки, используемые дошкольниками, а также способы украшения изделий, побуждать их создавать коллективные композиции.
Ход НОД:
Восп. : Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится
Грусть тоска её боится
Что это? (улыбка)
-Подарим друг другу улыбки, улыбки нашим гостям и продолжим занятие.
В это время посуда, нанизанная на леску, вывозится из зала. Выбегает Федора.
Восп. : Федора, что у тебя случилось?
Федора:- Вот бедная я, одна,
И плачу, и плачу я.
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю пойди - поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Помогите вернуть мне посуду домой!
Восп. : Ребята, поможем Федоре?
Дети: Да!
-Восп. : Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?
Восп. : Кто автор сказки?
Восп. : Ребята, почему убежала посуда от Федоры?
Восп. : Ребята, мы с вами много знаем о посуде. Скажите мне, для чего человеку нужна посуда?
Дети: Чтобы есть, хранить продукты и еду, для украшения интерьера и т. д.
Восп. : Из каких материалов изготавливали посуду раньше?
Дети: Из глины, дерева, чугуна.
Восп. : Назовите преимущества такой посуды.
Дети: была сделана из экологически чистых материалов, не вредила здоровью, в ней не портились продукты.
Восп. : Назовите недостатки такой посуды.
Дети: - Глиняная - могла разбиться.
-Чугунная - тяжелая, некрасивая.
- Деревянная - недолговечна, нельзя приготовить пищу на огне.
-Стеклянная - легко бьется.
Восп. : А какие новые материалы для изготовления посуды появились в наше время?
Дети: В настоящее время появился пластик.
Восп. : Назовите преимущества пластиковой посуды.
Дети: Небьющаяся, разноцветная, радует глаз, улучшает аппетит, легкая, можно взять в поход.
Восп. : Назовите недостатки такой посуды.
Дети: Посуда из пластика загрязняет окружающую среду, выделяет вредные, токсичные вещества, продукты нельзя долго хранить, нельзя приготовить пищу на огне.
Федора: Ребята, а теперь я хочу проверить, знаете ли вы названия посуды, ко-торую использовали раньше и для чего она была нужна? (показываются слайды с изображением старинной посуды – крынки, чугуны, глиняные горшки).
Федора: Да, много посуды здесь, хорошо вы ее знаете. Как жаль, что она от ме-ня убежала. Как же мне вернуть посуду?
Восп. : Ребята, подумайте, как можно помочь Федоре?
Дети (рассуждают) :
-Можно принести из группы.
-Из чего же мы будем есть в группе?
-Купить в магазине.
-Но у нас нет денег.
-Вылепить!
-Да, действительно, лепить мы умеем!
Восп. : Ребята, а как же называются мастера, которые изготавливают посуду из глины?
Дети: Гончары.
Восп. : А вы хотите отправиться в гончарную мастерскую?
Дети: Да!
(Все исполняют танец «Веселей шагать всем вместе»)
Восп. : Как мы уже с вами знаем, у каждого гончара есть свои секреты по изго-товлению посуды. Секрет изготовления глиняной посуды передавался от отца к сыну. То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнооб-разных форм и размеров, т. е. появилась декоративная посуда.
-Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды : вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?
(Ответы детей)
-Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т. д.
(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки : вдавливание, выбирание, ленточный способ.)
-Сегодня вы, как настоящие мастера гончарного дела, будете создавать декора-тивную посуду, применяя известные вам способы лепки.
-А какими способами мы будем украшать наши изделия?
Дети: налепами, тиснением, прорисовывать узор стекой.
Восп. : Дети, как я вам говорила, настоящие мастера – умельцы сушат и закали-вают свою посуду в специальной печи. Как называют такую печь?
Дети: Печь для обжига изделий из глины называют муфельной.
Восп. : Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться.
Ребята, проходите к своим рабочим местам и приготовьтесь к работе. Для начала разомнем наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Эй, ребята, не ленись,
На разминку становись,
(замок, пальцы движутся)
Мы посуду всё лепили,
(сжать, разжать кулаки)
И водою руки мыли,
(растереть ладошки)
Чашки, блюдца в ряд стоят,
(ладошки кверху, сгибаем пальцы по одному)
И на солнышке блестят.
(фонарики)
-Рассаживайтесь за столы и приступайте к работе. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.
(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)
(Во время работы звучит русская народная музыка)
-Ребята, не забывайте пользоваться водой.
-Держите спину ровно, чтобы у вас была красивая осанка.
Восп. : Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах. Назовите мне их.
Дети:
Умелые руки не знают скуки.
Терпение и труд все перетрут.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Восп. : В старину все люди умели работать и отдыхать, а во время работы они пели песни. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», дети под-певают).
Помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необхо-димо тщательно загладить поверхность.
Восп. : А сейчас я хочу загадать вам загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Самовар.
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник.
Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка.
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница.
В земле я родился,
В огне закалился.
Горшок.
Восп. : Кто закончил, ставьте свои работы на поднос. Организуется выставка посуды.
После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изде-лия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные.
-Посмотрите, какие замечательные у нас получились изделия. Когда они под-сохнут, мы их раскрасим знакомыми нам элементами росписей и подарим Фе-доре.
Федора: - Спасибо вам, ребята!
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей)
Федора: Ребята, какие вы помощники! Ай да молодцы! Я очень рада, что вы помогли мне вернуть посуду.
В: Федорушку посуда прощает
И сладким чаем нас угощает!
Список использованной литературы:
1. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» Москва «Просвещение» 1980 г.
2. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» Москва Мо-заика Синтез 2010г.
3. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» Москва «Просвещение» 1984 г.
4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительному творчеству в детском саду. [Текст]/ Г. С. Швайко. - Москва - Владос, 2000.-174с.
5. Штейне Н. Ф. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6 - 7 лет. Конспекты занятий. [Текст]/ авт. - составитель Н. Ф. Штейне. – Волгоград: ИТД Корифей, 2012. – 128с.
6. Яковлева Т. Н. Искусство для детей. Методическое пособие. [Текст] /авт – составитель Т. Н. Яковлева. Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128c.