Инна Никитина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Роспись полотенца башкирским орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы
В своем детском саду уделяем большое внимание патриотическому воспитанию. Ребятишек знакомим с трудом и бытом людей разных национальностей и народностей. Учим детей понимать, что все люди должны жить в мире и согласии. Воспитываем любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству. Воспитываем эстетическое отношение и прививаем интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным материалам, из которых мастера делали различные изделия. Объяснили, как зародилась роспись башкирских мастеров. Рассматривали образцы изделий, элементы росписи. Дети узнали,какие цвета башкирские умельцы используют в росписи.
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Подготовительная группа
- Темочки
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
"Роспись полотенца
башкирским орнаментом»
подготовительная группа
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Музыка», «Художественно-эстетическое творчество», «Речевое развитие».
Интегрированные задачи:
Образовательные: Продолжать учить детей знакомить с башкирским народным промыслом. Учить детей узнавать предметы с башкирской росписью.
Развивающие: Развивать у детей умение создавать композиции, гармонично размещать рисунок на листе. Приобщать детей к искусству прекрасного. Совершенствовать навыки рисования башкирской росписи, используя характерные элементы и цветовую гамму.
Воспитательные: Воспитывать интерес к башкирскому декоративно-прикладному искусству.
Материал: Листы для рисования,гуашь или краски, кисточки, башкирские изделия (ложки, пиалы, поднос и т. д.) Полотенце, расшитое башкирской росписью, образцы элементов башкирской росписи.
Организационный момент:
-Ребята, в какой республике мы с вами живем?
(В Республике Башкортостан)
-А какой национальный инструмент делают в Башкортостане из тростника?
(Курай)
-Послушайте башкирскую мелодию, которую играют на курае, а я вам прочту стихотворение:
Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того, кому не пел курай!
-Сегодня мы с вами отправимся в музей «Декоративного искусства башкирского народа», где увидим много интересного. Закройте глаза, посчитаем 1,2,3- откройте глаза, вот мы и в музее.
(В отдельном месте оформлен стол с изделиями башкирских мастеров-это музей, воспитатель рассказывает и показывает, дети рассматривают)
-Посмотрите сколько здесь разных изделий. Как вы думаете, кто их сделал?
(Башкирские мастера)
-Посмотрите, эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней красоты.
Чтоб ввести нас в мир Башкирии,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в Башкирии
Чудо люди—мастера!
-Башкирский народ издавна украшал ярким орнаментом свои жилища, деревянную посуду, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе. А зачем он так делал?
(Чтобы было красиво)
-Башкирское искусство разнообразно: это и ткачество, и вышивка, и обработка дерева, роспись посуды. Основным занятием в старину было скотоводство: женщины ткали и вышивали кошмы, ковры, паласы. Сейчас в современное время народно-художественных промыслов у нас очень много в Башкирии, где изготавливают изделия. Это и Бирская фабрика художественных изделий, сувенирные цеха Гафурийского, Бурзянского леспромхозов, камнерезные цеха в городах Сибай и Учалы. Самой крупной является Башкирское художественное объединение «Агидель» в г. Уфа. Основной продукцией этого объединения являются расписные изделия из дерева. Посмотрите, какие красивые ложки, чашки. Какую они напоминают роспись, ребята?
(Русскую хохломскую роспись)
-Правильно. Несколько лет назад мастера хохломской росписи приехали в Башкирию. Здесь было открыто новое объединение «Агидель», но была взята только технология, а композицию, колорит башкирские художники разработали сами. Русские и башкиры жили в дружбе. Как вы уже знаете, еще свои изделия башкирские мастера украшают орнаментом. Башкиры тесно связаны с природой, в орнаменте встречаются природные формы, это: волны, горы, солнце, цветок курая. А еще мастера изображают животных при помощи символов: рога барана, гусиные лапки, глаз и т. д.
-Вам понравилась экскурсия в музей?
(Да)
-Вы хотите сами стать на некоторое время мастерами?
(Да)
-Давайте закроем глаза и снова окажемся в своей группе. Садитесь за столы.
-Давайте еще раз вспомним элементы башкирского орнамента.
(Воспитатель показывает образцы орнаментов, дети называют)
(Отары овец, горы, солнце, голова барана, пастбище, гребенка, рога барана)
-А теперь скажите, как располагается башкирский узор на листе?
(Симметрично)
-Назовите основные цвета в орнаменте.
(Красный, желтый, зеленый, реже голубой)
-На каком фоне изображают узор?
(На черном, красном, желтом, реже белом)
-Давайте вспомним, что башкирские мастера каждый цвет краски связывали с природой.
-Красный
(Цвет жизни)
-Черный
(Цвет земли)
-Зеленый
(Цвет травы)
-Желтый
(Цвет солнца)
-Белый
(Цвет чистоты)
-МОЛОДЦЫ! Ребята, посмотрите, я вышила полотенце башкирским узором.
А вы мне нарисуете башкирский узор на бумажных полотенцах. Рассмотрите еще раз элементы узоров, подумайте над эскизом и приступайте к работе.
(Дети рассматривают образцы и начинают рисовать)
(Во время рисования тихо звучит мелодия курая.)
(В процессе рисования воспитатель следит за техникой рисования, напоминает,как нужно рисовать,дает советы)
-Заканчиваем. Сейчас мы рассмотрим все наши полотенца. Какие они получились красивые. Мы сегодня узнали много о башкирских промыслах, вы показали свои знания-молодцы! Наша Родина богата талантами. Я хочу, чтобы и из вас выросли хорошие мастера своего дела. Главное, чтобы вы вкладывали в свою работу свою душу, все старания и умения! Спасибо.