Зенгер Любовь Васильевна
Деятельностный и дифференцированный подход педагога как ориентир на результат образования и воспитания детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа- Югры
«Березовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(КОУ «Березовская школа-интернат»)
«Деятельностный и дифференцированный подход педагога, как ориентир на результат образования и воспитания детей с ОВЗ
Воспитатель : Зенгер Л. В.
Березово, 2022
Публикация «Деятельностный и дифференцированный подход педагога как ориентир на результат образования и воспитания детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
«Деятельностный и дифференцированный подход педагога, как ориентир на результат образования и воспитания умственно отсталых обучающихся».
Деятельностный и дифференцированный подход педагога, как ориентир на результат образования и воспитания умственно отсталых обучающихся это методологическая основа ФГОС. Это два принципа специального образования из системы наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями (определение Н. М. Назаровой).
принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании это определение содержания и построения образования и воспитания с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;
принцип дифференцированного и индивидуального подхода— организация специального образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;
Цель деятельностного дифференцированного образования и воспитания : обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Виды дифференциации определяются, исходя из тех или иных индивидуально-типологических особенностей учащихся. Традиционно выделяются следующие виды дифференцированного образования и воспитания : по общим и специальным способностям, по интересам, склонностям, по проектируемой профессии. Основанием для деления являются индивидуально-типологические особенности учащихся, которые позволяют разделить их на группы.
В нашей школе дифференциация проходит по психофизиологическим особенностям детей и предполагает не только приспособление учебного процесса к определенным психическим и физическим особенностям детей, но и развитие недостаточно развитых психофизиологических функций. Ведется оздоровительная работа, воспитательная, формирующая личность ребёнка, учебная – в соответствии с возможностями детей, работа по социальной адаптации детей (формирование простейших бытовых навыков, доступных профессиональных с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей).
Классно-урочная система, урок или воспитательское занятие являются одними из основных форм организации учебного – воспитательного процесса, что позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Занятие предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы с учащимися. Его отличия от других организационных форм воспитательной и учебной работы состоят в следующем: состав группы учащихся постоянен (хотя в условиях интегрированного обучения возможно временное объединение учащихся в рабочие группы по признаку сходства уровня развития, темпов учебной деятельности, характера нарушения в развитии, характера занятия). В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения и воспитания, занятия строятся по смешанному или комбинированному типу. Это объясняется тем, что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно-пропедевтическая работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников или формирование такого опыта. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений; на всех этапах занятия необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. Мои воспитательские занятия характеризуются широким использованием групповых форм работы. В основном это дифференцированно-групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, а также бригадные, когда дети объединяются во временные группы для выполнения какого-либо задания (по собственному желанию или по указанию педагога). Групповые формы работы способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в воспитательный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Работа парами, бригадами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи. Дифференцированную форму работы на занятии применяю в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему деятельности от остальных детей.
К числу вспомогательных форм организации воспитательного процесса относится кружковая работа, эпизодические мероприятия внеклассной работы: соревнования, смотры, конкурсы, праздники. Как и основные, вспомогательные и дополнительные формы организации деятельностного воспитательного процесса в классе строятся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организационных формах учебной и воспитательной работы.
Важным деятельностным средством воспитания учащихся являются занятия творческим трудом на кружке «Бумагопластика». Работа с бумагой привлекает и радует детей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает мне не допустить в детскую творческую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
В трудовом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементов художественного творчества. Практика организации подобной работы показывает возможность и целесообразность данной деятельности, её положительного влияния на развитие личности умственно отсталого ребенка, коррекции имеющихся у него недостатков.
Деятельностный и дифференцированный подход в организации кружковой работы носит системный характер, являясь структурным звеном общей воспитательной системы, школы-интерната, выполняет функцию дополнительного образования, направленного на развитие высших психических функций умственно отсталого ребенка, формирование его личности и, как конечная цель, его социализации.