Ольга Писковская
От компетентного педагога к новому качеству образования
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, совсем недавно, я приняла участие в практико-ориентированном семинаре
«Реализация ФГОС дошкольного образования через моделирование мыслительных процессов дошкольников» в рамках Четвёртого педагогического марафона «От компетентного педагога к новому качеству образования» по плану МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г. о. Тольятти.
Семинар был очень познавательным, было много представлено новых методических разработок, а также новые дидактические игры и пособия по ТРИЗ. Они очень своевременны и будут хорошими помощниками в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Публикация «От компетентного педагога к новому качеству образования» размещена в разделах
Кандидат педагогических наук Сидорчук Татьяна Александровна выступила со вступительным словом по теме семинара.
Краткие тезисы содержания семинара.
Мир стремительно меняется. Воспитатели понимают, что цель образования это подготовить человека к созидательной жизни в постоянно меняющемся мире, данный материал самый эффективный в решении познавательных и речевых способностей ребёнка.
Познавательное развитие-это не количество знаний, которые есть у ребёнка.
Воспитатель не имеет право тратить время на увеличение знаний. Мы должны формировать способы познания на предыдущей информации.
Познание-это практический способ приобретения знаний.
Существует 6 зон- базовых дорог, на основании которых формируются пособия для познавательного развития. Их можно определить все для детей 5-7 лет.
1 зона. Составляют представители животного мира или человек, или мультипликационный герой. Развитие человека невозможно, если нет созерцания мира. Традиционная педагогика основывалась на чувственных органах (Нос, глаза, язык, сердце). Современная педагогика – главное это голова. Это наш компьютер. Надо запомнить: «Уши слушают, а слышит голова. Глаза смотрят, а видит голова…». Уши, нос, глаза, руки- это помощники головы.
Глаза могут смотреть, но голова не видит. Мотив –это ключик, чтобы до головы что-то дошло. Не надо каждый день повторять названия животных наизусть.
Работать надо на актуальных мотивированных знаниях, которые попали детям в голову (человек паук, значит ориентироваться на обыгрывание человека паука).
У ребёнка, идущего в школу важно не чтение, не письмо, не счёт, а чувственное восприятие мира.
Изготавливаются пособия, где изображён объект. Объект может быть, как из животного мира (лягушка, пчела.) так и из рукотворного (светофор, паровозик).Этим объектам присваивается импатия. (Я лягушка. И я хочу узнать мир).
2 зона. Признак. Каждый предмет характеризуется 17 базовыми признаками (действие-движение, форма- объёмная плоскость, температура, размер, влажность,части, место, вес,количество,материал, вкус, звук, ориентация в пространстве, цвет, изменение во времени, запах, поверхность- фактура). Предметы представлены как из рукотворного мира, так и нерукотворного мира. Игра по ТРИЗ «Опиши предмет».
Цель: Не уточнить знания например- о весне или о деревьях, а увидеть проявление признаков. Это содержание начинается в рамках познания с 2,5 лет. Потом формируется в форме значков. Например пособие «Лягушка», признаки - значки расположены на цветочках. Каждый значок спрашивает про какой - то признак. Значки заучивать не следует, дети их сами запомнят. Игру развивают сами дети и ведут. Все вопросы задаёт герой- например лягушка, а не воспитатель. А лягушка-это ребёнок
Игра по ТРИЗ «Лягушка»
Игра поТРИЗ «Почемучкина полянка».
Игра по ТРИЗ «Енот- Познайка».
Следует запомнить и взять за основу то, что любознательность –это не количество знаний, а количество вопросов, задающихся ребёнком.
Дети должны задавать не актуальные вопросы, а мотивировать полученной информацией. Ребёнок должен услышать несколько вариантов ответа.
3 зона. Феногинез. Разные типы вопросов.
4 зона. Причинно-следственная связь.
К ним относятся 7 значков. Никогда ничего не бывает без причины. Для этого есть дорожки ПС (причинно-следственные связи).
Игра по ТРИЗ «Дорога».
Игра по ТРИЗ «Путешествие героя». Дорога домой ; волшебная страна, дорога домой, препятствие на пути).
Игры по ТРИЗ также способствуют художественно-эстетическому развитию.
Дети изображают на пластиковых листочках то, что видят и представляют.
Используют те краски, которые сами выбирают по 3 этапам: волшебная страна, дорога домой, препятствие на пути.
Получается очень красиво и оригинально.
Никогда ничего не бывает однозначным. Например: мы должны преследовать цель, что у каждого получится путём сжатия пластилина, а не так, что все лепим одинакового зайца по образцу.
Ребёнок должен быть предпринимателем своего дела, когда вырастет.
5 зона. Зона волшебников- преобразователей.
Волшебство-это мыслительная операция преобразований. (Увеличения, уменьшения и т. д.)
6 зона. Модель мышления или алгоритмы. Формируем у детей умение воспринимать мир, каким он есть, путём алгоритмов. Жизнь переводит человека из неопределённости в определённость путём проб и ошибок.
Фотографии с замком. Пособие расположено прямо на стене в подготовительной группе. Выполнено объёмно, что делает его внешний вид, красочным и привлекательным для детей. По объяснению педагогов обыгрывание проходит ежедневно, как индивидуально, так и подгруппами. А также дети самостоятельно придумывают новые сюжеты и обыгрывают их в кругу детей.
ФГОС предусматривает формирование коммуникативной компетентности, когда ребёнок готов поиграть сам с другими детьми самостоятельно.
Спасибо за внимание!