Ольга Писковская
От компетентного педагога к новому качеству образования
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, совсем недавно, я приняла участие в практико-ориентированном семинаре
«Реализация ФГОС дошкольного образования через моделирование мыслительных процессов дошкольников» в рамках Четвёртого педагогического марафона «От компетентного педагога к новому качеству образования» по плану МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г. о. Тольятти.
Семинар был очень познавательным, было много представлено новых методических разработок, а также новые дидактические игры и пособия по ТРИЗ. Они очень своевременны и будут хорошими помощниками в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Кандидат педагогических наук Сидорчук Татьяна Александровна выступила со вступительным словом по теме семинара.
Краткие тезисы содержания семинара.
Мир стремительно меняется. Воспитатели понимают, что цель образования это подготовить человека к созидательной жизни в постоянно меняющемся мире, данный материал самый эффективный в решении познавательных и речевых способностей ребёнка.
Познавательное развитие-это не количество знаний, которые есть у ребёнка.
Воспитатель не имеет право тратить время на увеличение знаний. Мы должны формировать способы познания на предыдущей информации.
Познание-это практический способ приобретения знаний.
Существует 6 зон- базовых дорог, на основании которых формируются пособия для познавательного развития. Их можно определить все для детей 5-7 лет.
1 зона. Составляют представители животного мира или человек, или мультипликационный герой. Развитие человека невозможно, если нет созерцания мира. Традиционная педагогика основывалась на чувственных органах (Нос, глаза, язык, сердце). Современная педагогика – главное это голова. Это наш компьютер. Надо запомнить: «Уши слушают, а слышит голова. Глаза смотрят, а видит голова…». Уши, нос, глаза, руки- это помощники головы.
Глаза могут смотреть, но голова не видит. Мотив –это ключик, чтобы до головы что-то дошло. Не надо каждый день повторять названия животных наизусть.
Работать надо на актуальных мотивированных знаниях, которые попали детям в голову (человек паук, значит ориентироваться на обыгрывание человека паука).
У ребёнка, идущего в школу важно не чтение, не письмо, не счёт, а чувственное восприятие мира.
Изготавливаются пособия, где изображён объект. Объект может быть, как из животного мира (лягушка, пчела.) так и из рукотворного (светофор, паровозик).Этим объектам присваивается импатия. (Я лягушка. И я хочу узнать мир).
2 зона. Признак. Каждый предмет характеризуется 17 базовыми признаками (действие-движение, форма- объёмная плоскость, температура, размер, влажность,части, место, вес,количество,материал, вкус, звук, ориентация в пространстве, цвет, изменение во времени, запах, поверхность- фактура). Предметы представлены как из рукотворного мира, так и нерукотворного мира. Игра по ТРИЗ «Опиши предмет».
Цель: Не уточнить знания например- о весне или о деревьях, а увидеть проявление признаков. Это содержание начинается в рамках познания с 2,5 лет. Потом формируется в форме значков. Например пособие «Лягушка», признаки - значки расположены на цветочках. Каждый значок спрашивает про какой - то признак. Значки заучивать не следует, дети их сами запомнят. Игру развивают сами дети и ведут. Все вопросы задаёт герой- например лягушка, а не воспитатель. А лягушка-это ребёнок
Игра по ТРИЗ «Лягушка»
Игра поТРИЗ «Почемучкина полянка».
Игра по ТРИЗ «Енот- Познайка».
Следует запомнить и взять за основу то, что любознательность –это не количество знаний, а количество вопросов, задающихся ребёнком.
Дети должны задавать не актуальные вопросы, а мотивировать полученной информацией. Ребёнок должен услышать несколько вариантов ответа.
3 зона. Феногинез. Разные типы вопросов.
4 зона. Причинно-следственная связь.
К ним относятся 7 значков. Никогда ничего не бывает без причины. Для этого есть дорожки ПС (причинно-следственные связи).
Игра по ТРИЗ «Дорога».
Игра по ТРИЗ «Путешествие героя». Дорога домой ; волшебная страна, дорога домой, препятствие на пути).
Игры по ТРИЗ также способствуют художественно-эстетическому развитию.
Дети изображают на пластиковых листочках то, что видят и представляют.
Используют те краски, которые сами выбирают по 3 этапам: волшебная страна, дорога домой, препятствие на пути.
Получается очень красиво и оригинально.
Никогда ничего не бывает однозначным. Например: мы должны преследовать цель, что у каждого получится путём сжатия пластилина, а не так, что все лепим одинакового зайца по образцу.
Ребёнок должен быть предпринимателем своего дела, когда вырастет.
5 зона. Зона волшебников- преобразователей.
Волшебство-это мыслительная операция преобразований. (Увеличения, уменьшения и т. д.)
6 зона. Модель мышления или алгоритмы. Формируем у детей умение воспринимать мир, каким он есть, путём алгоритмов. Жизнь переводит человека из неопределённости в определённость путём проб и ошибок.
Фотографии с замком. Пособие расположено прямо на стене в подготовительной группе. Выполнено объёмно, что делает его внешний вид, красочным и привлекательным для детей. По объяснению педагогов обыгрывание проходит ежедневно, как индивидуально, так и подгруппами. А также дети самостоятельно придумывают новые сюжеты и обыгрывают их в кругу детей.
ФГОС предусматривает формирование коммуникативной компетентности, когда ребёнок готов поиграть сам с другими детьми самостоятельно.
Спасибо за внимание!