Елена Халангот
Cоздание и использование развивающих игр в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Создание и использование развивающих игр в изобразительной деятельности.
Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в дошкольной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетитеческого вкуса, гуманного отношения к окружающему, формирования личного отношения к действительности.
Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трё х этапов:
Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора;
Публикация «Cоздание и использование развивающих игр в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
Творческое использование полученных знаний, умений и навыков.
Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность: составление узора в круге, в квадрате, прямоугольнике и треугольнике; украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и, наконец, по возможности, украшение объёмных форм.
В основе обучения декоративному рисованию лежит знакомство с народными промыслами. Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось строго определённое значение. В этом выражалась утилитарная функция орнамента. Эстетическая функция появилась позже, когда предмет переставал выполнять своё первоначальное назначение. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров не только познавательно, но и увлекательно.
Занятия рисованием можно сравнить с дидактической игрой. На занятиях по рисованию мы закрепляем основные сенсорные представления (цвет краски, кисть мягкая или жёсткая, тонкая или толстая и. т. д.); развиваем воображение и умение ставить перед собой задачу. Чем не дидактическая игра? Дидактические игры, как известно, способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Если дидактическая игра включена в процесс обучения изобразительной деятельности, то она совершенствует его (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, научиться самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Чтобы дети не затруднялись в составлении узоров и орнаментов на различных шаблонах, не нарушали определённость чередования составляющих элементов, чтобы не возникали трудности в работе над композицией, многоплановым изображением; чтобы не было проблем с подбором нужного тона при рисовании натюрморта, созданы дидактические игры по изобразительной деятельности.
«Волшебный круг»
Цель: закрепить знания об основных и составных цветах, о тёплых и холодных цветах. Систематизировать знания о различных видах живописи; художниках, работающих в этих жанрах. Формировать интерес к искусству. Активизировать речь детей.
Материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на восемь секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга – стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов и портретов(10х10см, круг красного цвета диаметром 6см, квадрат зеленого цвета (6x6см) (для всех участников, призовые фишки.
Ход игры: Вспомнить с детьми краски основные и составные. Вращать стрелку и запомнить, на каком цвете остановится. Определить, какой это цвет (основной или составной) и поднять круг для основного цвета, треугольник для составного. Выигрывает тот, кто скажет, из каких двух цветов составлен основной. Можно положить на круг карточки с изображением натюрморта, пейзажа и портрета. Выигрывает правильно определивший жанр.
«Придумай портрет»
Цель: закреплять навыки создания портрета, выразительного образа. Развивать способность определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям, мелкую моторику рук.
Материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека : горя, страха, радости, гнева, удивления(15х15см); вырезанные овалы лица с нарисованным носом; части лица (глаза, брови, рот); различные по форме и цвету причёски (одинаковые для каждого ребёнка, положенные в конверты, цветные фишки для оценки работы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям за определённое время(2-3 мин.) разложить на подносах части лица. Первый выполнивший задание получает фишку. Затем воспитатель берёт в руки карточку-пиктограмму и предлагает изобразить на портрете такое же состояние человека, объяснить, почему так считают. Фишку получает тот, кто правильно сумел передать эмоциональное состояние.
«Придумай пейзаж»
Цель: Упражнять в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделением главного размером, в составлении композиции на основе единого содержания. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, о пейзаже как виде живописи, о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность, творческую фантазию. Активизировать словарь: пейзаж, живопись, времена года.
Материал: «подмалёвки» различных времён года (изображения травы, неба в соответствующей времени года гамме, 30х30см) для каждого ребёнка; вырезанные силуэты деревьев (соответствующие различным временам года, деревянных домов, церквей. Фишки.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми «подмалевки» четырёх времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Предлагает прослушать стихотворение, определить. Когда это бывает, и изобразить картину природы, соответствующую этому времени года. Можно так же включить грамзапись из цикла П. И. Чайковского «Времена года». Дети составляют картину, пока звучит музыка. Фишку получает ребёнок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру.
Вышеописанные игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста, а для младших дошкольников предлагаются игры «Сложи картинку» на фланелеграфе: разрезается крупное изображение расписного предмета народного быта (дымковская, хохломская, гжельская роспись, «Составь портрет», «Придумай пейзаж» в упрощенном варианте: размещать детали на определённых местах. «Красивый букет» : закреплять названия цветов, подбирать цветы по цвету и. т. д.
Использование дидактических игр в обучении детей изобразительной деятельности значительно улучшает результат занятий.