Получи документы

Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников

Татьяна Дудорова
Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Наше время-это время перемен. Сейчас в России особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель - воспитать творческую личность с высоким уровнем интеллекта. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. По этой причине наибольшее внимание при организации образовательной деятельности в детском саду уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Такую возможность предоставляют не только построение самой образовательной работы, но и развивающие игры, которые в первую очередь направлены на интеллектуально-творческое развитие ребёнка.

Публикация «Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников» размещена в разделах

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Использование таких игр снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься. Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Дети от природы любознательны. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. И задачей педагогов является использование методов обучения, в том числе и игровых. Нужны игры, моделирующие творческий процесс и создающие такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребёнка в моторной активности, движении, помогают использовать счёт, контролировать правильность выполнения действий.

Математика- это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

В процессе работы воспитатель должен создавать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, способствовать развитию инициативы и самостоятельности, активности. Педагог воспитывает у детей выдержку и настойчивость, честность, сдержанную реакцию на собственную неудачу, а также умение одобрить, поддержать товарища.

Основное правило работы с развивающими играми – никогда не отказывать в помощи, если у ребёнка что-то не получается, так как в противном случае может пропасть интерес к предлагаемым играм.

Основные задачи:

- развитие детской самостоятельности в решении поставленных задач;

-формирование геометрического мышления, графических навыков;

-совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса;

- развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- овладение детьми разнообразными способами действия;

- развитие математического мышления;

- формирование умения разбивать сложную задачу на несколько простых;

- воспитание аккуратности, бережного отношения к играм;

Игровой материал состоит из пособий как для одного ребёнка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу - это многообразие игр, от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей. Основной формой обучения являются игровые занятия с группой детей из 7-9 человек. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:

• от простого к сложному - предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;

• индивидуальность - предполагает учёт индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;

безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать поощрять каждого ребёнка;

• сотворчество детей и взрослых;

соревновательный момент: при проведении игр необходимо использовать интерес детей к соревнованиям (начинать следует с детьми старшего возраста, но осторожно; учитывать индивидуальные особенности ребёнка).

Дидактическая игра занимает особое место в развитии дошкольника и является самой доступной формой деятельности. Она позволяет легко и быстро овладеть знаниями. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для ФЭМП дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Всё это создаёт необходимую основу для успешного изучения математики в школе.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста.

Математические и логические.

(классификация игр по цели и способу достижения результата)

1. Игры на плоскостное моделирование (головоломки)

«Танграм», «Колумбово яйцо», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», Игры со спичками (трансфигурация).

Танграм - китайская головоломка. Представляет собой квадрат, разрезанный на 7 фигур. Задача - сложить из этих фигур более сложную фигуру (человека, животное, предмет обихода.). Сложность в том, что фигура, которую нужно сложить, задается силуэтом, т. е. непонятно где какая маленькая фигура должна стоять. При выполнении заданий нужно соблюдать 2 правила: использовать все 7 фигурок, не накладывать фигурки одну на другую.

Монгольская игра - это квадрат, разделенный на части по принципу каждый раз пополам. Из получившихся таким образом одиннадцати фигур (2 квадрата, 5 прямоугольников, 4 треугольника) вы сможете сложить стилизованные изображения предметов и животных (носорога, жирафа и др.)

2 Игры на воссоздание и изменение по форме и цвету

«Сложи узор», «Хамелеон», «Кубики „Хамелеон"», «Уникуб», «Калейдоскоп», «Играем вместе» «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Соты Кайе», «Логоформочки», «Фонарики», «Тетрис» (плоский, «Сложи квадрат», «Логический конструктор».

«Уникуб» - набор состоит из 27 пластмассовых кубиков. Все кубики одинаковые по размеру, длина грани - 4 см. Грани кубиков окрашены в 3 цвета: красный, желтый и синий.

В ходе игры предлагается собирать из кубиков различные фигуры. Задания приведены в приложении. При сборе фигуры нужно повторить не только ее форму но и цвет, что и является самым сложным. Задания приведены различной сложности, что позволяет играть с набором детям разного возраста.

Игра способствует развитию пространственного воображения, внимательности, усидчивости. Учит читать чертеж.

«Сложи узор» - игра состоит из 16 одинаковых пластмассовых кубиков. Ребро кубика - 4 см. Все грани кубика раскрашены по-разному. Четыре грани одноцветные: белая, красная, синяя, желтая. Две - двухцветные: белая с красным и синяя с желтым. В ходе игры предлагается составлять из кубиков разноцветные узоры различной сложности. Варианты узоров приведены в книжечке - описании.

Для маленьких детей предлагается 16 простых рисунков в масштабе 1:1. В таком случае ребенок может составлять узор, накладывая кубики на изображение. Более старшие дети учатся составлять узоры по маленькой схеме. В приложении приведено большое количество заданий, разбитых по темам: квадраты, зоопарк, предметы, русский и латинский алфавит, цифры. На нескольких рисунках в заданиях не приведено разбиение узоров на квадраты. Т. е. ребенок сам должен проанализировать рисунок и решить из каких кубиков нужно составить узор.

Кубики предоставляют ребенку огромное поле для фантазии, ведь количество узоров, которое можно придумать самому ничем не ограничено. Игра способствует развития внимания, усидчивости, фантазии. Учит анализу и синтезу.

4 Игры на подбор карточек по правилу с целью достижения результата (настольно-печатные)

Математические : «Планета умножения», «Домино», «Лото», «Состав числа».

Логические: «Логические цепочки», «Логический домик», «Логический поезд».

«Домино» - В комплект входят 24 игровых «костяшки». Основная задача - научить ребёнка правильно «состыковывать» «костяшки» между собой. Каждая «костяшка» состоит из двух частей: первая, верхняя часть - сквозное отверстие в виде определённой фигуры; вторая, нижняя часть - выступающая, в форме определённого рисунка. Верхняя и нижняя части «костяшек» не могут быть одинаковыми. Задача состоит в том, чтобы надеть одну «костяшку» на другую, подбирая соответствующие рисунки.

Рисунки на "костяшках" : квадрат, круг, крест, восьмиугольник, цветок. Игра тренирует цветовосприятие, логику.

«Логический домик» - В домике 6 комнат. У каждой комнаты дверь своего цвета. Чтобы открыть дверь нужно подобрать ключик такого же цвета. У каждой комнаты свой обитатель (птичка, собачка.). Нужно подобрать обитателям свою комнату в соответствии отверстием в двери. В крыше имеются отверстия простых геометрических форм, так что можно подобрать каждому обитателю свою фигурку.

Игрушка развивает мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Учит подбирать предметы одинаковые по цвету и размеру.

4 Игры на объемное моделирование. (логические кубики, кубики для всех)

«Уголки», «Собирайка», «Загадка», «Тетрис» (объемный) Конструктор ТИКО Геометрия (149 деталей)

ТИКО - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Основа конструктора - плоские пластмассовые детали различной формы (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники) и размера (длина стороны 5 и 10 см). Детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Кроме того, появляется возможность конструирования бесконечного множества игровых фигур (от дорожки и забора до коттеджа, ракеты, корабля и т. п.) и геометрических объемных фигур (от трех-, четырех-, пяти-, шести-, восьмигранных призм и пирамид- до икосаэдров, додекаэдров и звезд Кеплера).

5 Игры на соотнесение карточек по смыслу (пазлы).

«Ассоциации», «Цвета и формы», «Играя, учись», «Часть и целое», «Числа и цифры».

Часть и целое.

Принцип игры: найти 2 карточки, картинки на которых подходят друг к другу. Карточки соединяются между собой пазловым замком. При этом все замки разной формы и соединить между собой можно только правильные карточки. Таким образом ребенок может сам проверить правильность выполнения задания.

Все карточки в игре связаны по типу часть-целое. При этом принцип деления разный. Есть пары, где на одной карточке изображен предмет, а на второй - этот же предмет разделенный на части (яблоко - яблоко разрезанной пополам). В других парах на одной части нарисован предмет, а на другой его часть (стручок гороха и горошины). Есть карточки, на которых изображен предмет без какой-нибудь части, на парной карточке нарисована недостающая деталь (чайник без носика и носик).

6 Игры на трансфигурацию и трансформацию (трансформеры).

«Игровой квадрат», «Змейка», «Разрезной квадрат» («РИВ») «Цветок лотоса», «Змейка» (объемная, «Клубок», «Куб»

Настольная игра-ходилка "Змейки"

По своей сути Змейки - это классическая игра-ходилка. Игроки по очереди передвигают свои фишки в соответствии с числом, выпавшим на кубике. На поле есть специальные клетки, при попадании на которые фишка игрока передвигается на несколько клеток вперед или назад. Выигрывает игрок, который первым доберется до финиша.

В игре Змеи нестандартны исполнения поля и кубика. Поле - пластиковое. Клетки поля - это круглые углубления. Фишки игроков - шарики. Так как в одной ячейке может разместиться только один шарик, если после очередного хода оказывается, что фишка игрока должна оказаться на уже занятой ячейке, то ход не делается и фишка остается на месте. На поле строятся специальные конструкции - лестницы, при попадании на которые шарик сам перемещается вперед на несколько ячеек. Также на поле изображены змеи, при попадании на ячейку со змеей фишка перемещается назад. Кубик закрыт в специальной прозрачной полусфере. "Бросок" кубика осуществляется нажатием на купол полусферы, при этом кубик переворачивается.

7 Игры на освоение отношений (целое — часть)

«Дроби», «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Дом дробей», «Играем вместе»

С помощью этого пособия ребенок познакомится с таким сложным понятием как дроби играя, и они окажутся совсем не "страшными", ведь здесь все наглядно, все можно потрогать и сопоставить. Ребенок научится сравнивать дроби, придет понимание того, что чем на большее количество частей разбить круг, тем меньше получится часть. В ходе игры можно постепенно знакомить ребенка с названиями дробей (одна десятая, две седьмых.). В процессе игры ребенок узнает, что три двенадцатые равны двум восьмым …Можно складывать круги вне рамки, это позволит развить мелкую моторику и аккуратность.

Публикации по теме:

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников .

Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием.

Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений Доклад Тема: «Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений» Выполнила воспитатель.

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.

Использование моделирования в Формировании элементарных математических представлений дошкольников (из опыта работы) Введение Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует.

Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М. В. Ломоносов) В работе по формированию элементарных математических.

Мастер-класс для воспитателей «Использование развивающих игр по развитию элементарных математических представлений у детей» Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

План работы по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя МБДОУ №137 Агафоновой С. В. на 2015-2016 .г. ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании.

Развитие математических представлений в средней группе с использованием ИКТ и развивающих игр Воскобовича Цель работы:Развитие элементарных математических представлений у детей в средней группе. Задачи:-Формировать умения решать проблемно-поисковые,.

Использование игр в работе по развитию речи дошкольников (из опыта работы) Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 21:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дудорова (УИ 511899) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД