Оксана Сухнева
Cовместная деятельность педагога с родителями и детьми старшей группы «Путешествие в страну «Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну Грамматики»
Краткая аннотация.
Автор предлагает отчетное мероприятие кружка по обучению грамоте «Грамотейка» совместно с родителями, воспитателями и детьми старшей группы. Актуальность тематики данного мероприятия обусловлена тем, что полноценное овладение родным языком является основополагающим фактором формирования личности ребенка, педагога и родителя и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. В сценарии мероприятия предложены задания разной сложности, как для детей, так для педагогов и родителей с использованием мультимедийной презентации, в которой представлены слайды с названиями станций, упражнения, сказочные персонажи и художественное слово. С помощью этих заданий дети, родители и педагоги смогут проверить свои знания в русской грамматике. Материал предназначен для воспитателей старшей, подготовительной группы и учителей начальной школы (1 класс).
Публикация «Cовместная деятельность педагога с родителями и детьми старшей группы „Путешествие в страну „Грамотейка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2016
Цель: развивать интерес к изучению родного языка, вовлекая в познавательный процесс педагогов, родителей и детей, формировать навык коллективной работы и творческих способностей.
Задачи:
1). Дать детям раскрыть свои знания по обучению грамоте.
2) Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов, графического образа букв, чтения слогов и слов.
3) Развивать фонематическое восприятие, память и внимание, словесно-логическое мышление, рассуждать, делать выводы.
4) Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
5). Формировать навык совместной работы в группах.
6). Расширять сотрудничество с родителями и педагогами по обучению грамоте детей;
7). Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов через подготовку, организацию и участие в открытом мероприятии.
Подготовительная работа: составление проекта «Моя буква» (каждый участник мероприятия, подбор стихов про букву, подготовка номера художественной самодеятельности на тему «Грамматика», название команды и девиз.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, магнитофон, флешка с фонограммами песен, проекты букв, карточки с заданиями, герои – ежик, королева Грамматика, сигнальные карточки, цветные карандаши, ручки, медали, грамоты, закладки, блокноты.
Ход:
Педагог : Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в далекий путь – царство Королевы Грамматики (слайд 1.) Мы благодарим ее за все те знания, что вы приобрели. Путь будет долгим и интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания! Ребята мы не все буквы изучили, и поэтому с собой мы возьмем команду родителей и команду воспитателей. Вы согласны?
Педагог : Да!
Педагог : Начинаем путешествие. Прошу представить свои команды.
Первая команда (дети)
Название: Буквы
Девиз: И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Третья команда (родители)
Название: «Дружный алфавит»
Девиз: «Алфавит один за всех
и все за одного». Вторая команда (дети)
Название: Звуки
Девиз: Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Четвертая команда (педагоги)
Название: «АБВГДЕЙ-КА»
Девиз: «Грамоте учиться
всегда пригодиться».
Педагог : Посмотрите, какой славный паровозик ожидает нас! Давайте споём песенку друзей Грамматики (слайд 2).
Поют все команды
Песня.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам.
Припев:
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все слова исправим, друг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетания –
- Где вы, интересные задания? [5]
Станция «Алфавито» (слайд 3)
Педагог :
Вы прибыли на станцию «Алфавит».
Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри!
Ну, а ты теперь сумеешь.
Повторить все 33? [6]
Педагог : Представление букв – стихи про каждую букву (Приложение №1) и проект буквы. (Приложение №2)
Станция "Звуковичок"(слайд 4)
Педагог : Игра «Какой звук». На столе лежат 3 сигнальные карточки (зел., крас., син.). Все берут их в руки, я называю слова, вы определяете первый звук в слове: гласный, твердый или мягкий согласный, показываете соответствующую сигнальную карточку.
(Стол, лето, осень, ученик, парта, неделя)
Педагог : На карточках задание: подчеркнуть каждый звук соответствующим цветом
ЗАМКИ (1 команда, ЛИПА (2 команда, УЧАЩИЙСЯ(3 команда,
ЧАСОВЩИК (4 команда).
Станция «Почтовая» (слайд 5)
Педагог : На этой станции всегда много писем и почтовых отправлений. Люди живут в разных городах, скучают и не всегда могут встретиться друг с другом. И вы можете написать письма своим родным и близким. Но для этого нужно научиться писать красиво и грамотно. А еще здесь живут буквы – озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами!
Ты лети, письмо, скорей
От моих больших друзей.
Буквы учимся писать,
Чтоб друзей не забывать.
1 и 2 команде. Исправить ошибки и составить предложения. [1]
Педагог : 3 и 4 команде предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.
Педагог : Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.
3 команда. ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГЫ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ.
( Ответ: «Жил – был у бабушки серенький козлик». Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква Р заменяется на Л, М – на Н, и наоборот; буква Й остается неизменной; гласные А, О, У заменяются на Я, Ю,Е и наоборот.)
4 команда.
Ы дёктя мяфэлмагя фтлюк сябражюд ёпрягя
(Ответ. И тогда наверняка вдруг запляшут облака)
Педагог : Мы прощаемся со станцией «Почтовая» и въезжаем в дремучий лес. Но что это? Медвежонок предлагает нам размяться (слайд 6)
Физминутка
Мишка шел, шел, шел,
Земляничку нашел.
Сел, поел и дальше пошел.
Мишка шел, шел, шел,
Мишка мишку нашел.
Стали прыгать да плясать,
Громко лапами топтать. [2]
Станция «Лесная» (слайд 7)
Ведущая 1. Кто же встречает нас на станции «Лесная»? Мы узнаем, отгадав загадку.
Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёжик)
Заходит девочка в костюме ежика.
Педагог : Здравствуй, ёжик! Почему ты такой печальный? (слайд 8)
Ё жик: Под ольхой в тени ветвей
Я созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать! [3]
Задания на карточках
1 команда мед бар тел дя ведь сук (Медведь, барсук, дятел)
2 команда бел са ли яц за ка (белка, лиса, заяц)
3 команда бе кро ге кан мот дил пард на ге ко (Бегемот, Крокодил, Гепард, Канна)
4 команда па го ха пи ви рил ме тон ан ла ле он (Павиан, Горилла, Хамелеон, Питон)
Педагог : Молодцы! Вы все слова услышали и назвали. Значит, Вы были очень внимательными. До свидания, местные жители! Прощай белочка. А наш путь продолжается.
Станция «Наоборот» (слайд 9)
(слайд 10)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только КОНЬ сказал,
Что (низко).
А МЫШОНОК (высоко)
ВОРОБЕЙ сказал, что (близко,
А УЛИТКА – (далеко).
А ТЕЛЕНОК – озадачен
Тем, что яблоко (мало).
А ЦЫПЛЕНОК – тем,
Что очень тяжело и (велико).
А КОТЕНКУ все равно:
(Кислое) – зачем оно?
- Что Вы! – шепчет ЧЕРВЯЧОК –
(Сладкий) у него бочок. [2]
Педагог :
3 и 4 команде нужно вместо точек написать слова, противоположенные по смыслу.
1 и 2 команде найти и подчеркнуть всех животных.
Станция «Пословицы» (слайд 11)
Педагог : Существует, очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
Задание 3 и 4 команде. Зная порядок букв в алфавите, разгадать пословицу и объяснить ее смысл.
21 25 6 15 30 6 19 3 6 20 1 15 6 21 25 6 15 30 6 20 30 14 1. (Ученье свет, а неученье – тьма).
17 16 3 20 16 18 6 15 30 6 14 1 20 30 21 25 6 15 30 33. (Повторенье – мать ученья).
1 и 2 команде расставить в правильном порядке слова и прочитать пословицу.
камень(4) словом(2) растопишь(5). Ласковым(1) и(3)
(Ласковым(1) словом(2) и(3) камень(4) растопишь(5).)
матери(6). весне(3, Птица(1) а(4) рада(2) дитя(5) —
(Птица(1) рада(2) весне(3, а(4) дитя(5) — матери(6).)
Конкурс болельщиков
Ведущий: Закончите пословицу по ее началу:
- В гостях хорошо … (а дома лучше).
- Один за всех … (и все за одного).
- Не имей 100 рублей … (а имей 100 друзей).
- Семь раз отмерь … (один раз отрежь).
- За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).
- Поспешишь – … (людей насмешишь).[4]
Игра на внимание. (слайд 12)
Педагог :
Если в слове есть буква А — хлопать в ладоши;
О — прыгать;
И — качать головой.
(атака, огурец, стих, игла, окунь ручка, ученик, портфель, садик, осина)
Станция «Превращение» (слайд 13)
Педагог : Задание 3 и 4 команде. Составьте несколько новых слов, используя буквы, входящие в состав слова
ПРОСТОКВАША (парта, парк, паста, пора, пот, рак, рот, спор, спорт, скат, шар, ток, штора, астра, вата, вар, право, сор, сорт, кора, кот, коса и др.)
Педагог : Задание 1 и 2 команде. Найдите слова, которые спрятались в слове.
Хлев (лев) Коса (оса)
Столб (стол) Удочка (дочка)
Коса (оса) Зубр (зуб)
Укол (кол) Точки (очки)
Станция «Смекалка"(слайд 14)
Задания на карточках
1 команда
Найди слово без мягких согласных звуков: Митя мороз кони
Назови звонкие согласные?
Всегда твердые согласные звуки (ж,ш)
Назвать согласные свистящие (с,с,з,з,ц) [7]
2 команда
Найди слово без глухих согласных звуков: (пенал береза кошка)
Назови глухие согласные?
Найди буквы, которые обозначают мягкость согласного звука: (и,а,у,о,ы.
Назвать согласные шипящие (ж,ш,щ,ч)
3 команда
1. Выбери слово без твердых согласных звуков: сторожит тетрадь пение 2. Назвать согласные губно-зубные (в,в,ф,ф) 3Сколько согласных звуков? (36) 4. Какие буквы обозначают 2 звука (я,е,ё,ю)
4 команда
Выбери слово без звонких согласных звуков: сушить паравозик поезд
Назвать согласные сонорные. (р,р,л,л,м,м,н,н,й)
Назвать согласные губно-губные (б,б,п,п,м,м)
Назвать согласные переднеязычные зубные. (д,т,зс,ц,н)
Появляется королева Грамматика (слайд 15)
Грамматика : Здравствуйте, дорогие ребята, гости! Я за вами наблюдала во время вашего путешествия в свое волшебное зеркало. Какие же Вы умелые, сообразительные! Вы все выполняли правильно! Невозможно объехать всю мою страну. Но то, что вы уже знаете, меня очень радует!
Педагог : Спасибо, дорогая Грамматика, за знания! Не покидай их в трудную минуту, будь всегда рядом, чтобы они выросли умными и грамотными!
Девочка рассказывает стихотворение
Спасибо, Грамматика,
Наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место в словах –
Ты же рядом.
И с правилом четко подскажешь, как надо
Писать, говорить, размышлять
И трудиться –
Нам в жизни, Грамматика, все пригодится! [8]
Педагог : Грамматика для тебя команды приготовили номера художественной самодеятельности.
Станция «Отдыхай-ка» (слайд 16)
Выступление команд
1 и 2 команда сценка «Дом из буквы А» (Приложение №3)
Песня «Две волшебных буквы» (приложение №4)[10]
3 команда сценка «Буква Я» (Приложение №5) [9]
4 команда песня «Алфавит» (Приложение№6) [11]
Грамматика : Спасибо, вам за теплые слова! Мое вам напутствие.
Дети: Книги читать – скуки не знать! (слайд 17)
Грамматика : Я приготовила Вам небольшие подарки (закладки, блокноты, медали и грамоты.
(слайд 18) Дети читают хором
Дети: Спасибо, Грамматика – наука прекрасная!
Награждение
Грамматика : Я не прощаюсь, а говорю вам «до свидания»!
Педагог : А наше путешествие завершено, Надеемся, вы ничего не забудете из сегодняшней встречи. Удачи Вам во всем!
(слайд 19)