Яровая Мария
Цикл адаптационных занятий «Солнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл адаптационных занятий
ВВЕДЕНИЕ
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки, где малыш воспитывается в атмосфере любви и глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его проявлениям и запросам, он попадает в непривычную среду. Режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми, внимание значимого взрослого распределяется не только на ребенка, но и на других детей, запросы выполняются не сиюминутно, и помещение незнакомое, ребенку просто непонятно где все лежит и как действовать в той или иной ситуации все это создает напряжение и повышает тревожность. Все эти вышеперечисленные перемены создают для ребёнка стрессовую ситуацию, приводят малыша к психо-эмоциональному напряжению. В результате нарушается сон, аппетит, появляются страхи, капризы, непослушание, малыш не хочет играть с другими детьми, плачет, часто болеет.
Публикация «Цикл адаптационных занятий „Солнышко“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Для облегчения адаптации вновь поступивших детей раннего возраста в ДОУ разработан цикл занятий, за основу для разработки занятий взято пособие И. В. Лапиной «Адаптация детей при поступлении в детский сад.»
Все занятия проводятся в игровой форме, ведь именно игра является основным средством налаживания положительных взаимоотношений в группе. В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное общение с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.
Чтобы решить эту задачу, выбран персонаж пушистой собачки, и ее друга доброго солнышка, которые в игровой форме выражают каждому ребенку свое доброжелательное отношение и уделяя внимание каждому ребенку.
Основными методами взаимодействия с детьми служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, потешки, стишки и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи :
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие речи и воображения;
• развитие чувства ритма, координации движений;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения.
• обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
• Привлечение родителей к совместному творчеству.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Занятия «Приключения Собачки и солнышка» проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. В течение сентября и октября, все занятия проводятся в игровой форме в течение 15 мин., но перед занятием предполагается вводный этап в течение 10 мин, в это время взрослый находится в группе и налаживает с детьми контакт: наблюдает, разговаривает, играет с детьми в мяч, пускает мыльные пузыри. После этого появляется собачка – кукла Би-ба-бо и проводится основное занятие, затем добавляется персонаж солнышко. В занятиях используются фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. На первых занятиях дети могут участвовать в играх или с интересом наблюдать друг за другом. Собачка и солнышко периодически приглашает наблюдателей или просит активных детей их позвать. Активное участие в занятиях принимают воспитатели, так как они являются главной фигурой и центром внимания детей раннего возраста.
Упражнения проводятся от легкого к сложному, после усвоения упражнений к ним добавляются новые.
На первых занятиях дети знакомятся с собачкой, обсуждают какой он, закрепляют части тела играют с ней, затем дети знакомятся с играми про солнышко и отправляются в путешествие за солнышком, собачка хвалит активных ребят и помогает тем, кому сложно. Во время приветствия и прощания собачка и солнышко тактильно контактируют с каждым ребенком и стимулирует речевую активность. К концу цикла занятий предполагается повышение организованной двигательной и речевой активности всех детей, освоение инсценировок, музыкальных и подвижных игр. На последнем этапе дети совместно с родителями занимаются совместным творчеством и рисуют свое солнышко. Итогом оформляется выставка детско-родительских работ.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений, из которых состоит занятие, варьируются психологом, по мере усвоения детьми игровых упражнений и с учетом пожеланий детей. Возможно, сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т. п.
Каждое игровое упражнение повторяется, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие включаются все любимые игры.
Занятие 1
Стук в дверь.
-Ребята, кто это?
Игра-повторялочка.
К нам пришла собачка, - Руки перед собой, язык высунут
Умная собачка, - гладят по голове
С детками играет, - кружится и прыгает
Хвостиком виляет, - виляют бедрами
очень громко лает: лают Гав, Гав
-Давайте с ней поздороваемся, собачка здоровается с детьми.
-наша собачка очень красивая, покажите где у нее носик, глазки, ушки, спинка, животик, хвостик.
-Собачка добрая. Она любит играть с ребятами. А вы хотите поиграть с ней?
Ответы детей
Подвижная игра с собачкой
Давайте подойдем к собачке и погладим ее. Собачка проснулась и догоняет детей (дети бегут на стульчики).
-Никого собачка не догнала, быстро дети бегают, теперь вы догоните собачку (На палке и резинке)
Кто сегодня приходил к вам поиграть? Какая она?
Занятие 2
Ав- Ав! Здравствуйте, ребята!
Я проворный озорной щенок, весело играю! Ав!
По траве зеленой прыг да скок, хвостик догоняю.
Игра-повторялочка.
К нам пришла собачка, - Руки перед собой, язык высунут
Умная собачка, - гладят по голове
С детками играет, - кружится и прыгает
Хвостиком виляет, - виляют бедрами
очень громко лает: лают Гав, Гав
Давайте с ней поздороваемся, собачка здоровается с детьми.
-наша собачка очень красивая, покажите где у нее носик, глазки, ушки, спинка, животик, хвостик.
- Что-то наш щенок сегодня невесел, не зовет нас играть. Тузик, что с тобой?
Собачка: Всюду, всюду я хожу, солнышка не нахожу.
Ну куда же мне пойти?
Где, же солнышко найти?
- Без солнышка грустно становится, даже играть не хочется. А когда солнце светит то весело.
Подвижная игра солнышко и дождик
Светит солнышко, мы гуляем,прыгаем, радуемся. Как солнышко спряталось- скорее убегаем под зонтик.
Дождик, дождик –
Кап, кап, кап,
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы намочим ножки.
Игра имитация
- Дождик, дождик, стучат пальцем по ладошке
Хватит лить, грозят пальцем
Милых деточек мочить.
Солнце утром встало, тянут руки вверх
Всех детишек приласкало - гладят друг друга
Занятие 3
Ав- Ав! Здравствуйте, ребята!
Я проворный озорной щенок, весело играю! Ав!
По траве зеленой прыг да скок, хвостик догоняю.
Игра-повторялочка.
К нам пришла собачка, - Руки перед собой, язык высунут
Умная собачка, - гладят по голове
С детками играет, - кружится и прыгает
Хвостиком виляет, - виляют бедрами
очень громко лает: лают Гав, Гав
Давайте с ней поздороваемся, собачка здоровается с детьми.
-наша собачка очень красивая, покажите где у нее носик, глазки, ушки, спинка, животик, хвостик.
- наш друг щенок пришел, а где же наше солнышко?
Собака- солнышко на солнечной полянке, давайте отправимся к нему в гости?
Ответы детей.
- поедем мы туда на поезде. Ребята садитесь в вагончики.
Загудел паровоз и вагончики повез:
-Чу-чу-чу-чу, далеко я покачу.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, пыхтит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Собака – вот наша полянка, а солнышка невидно.
-не расстраивайся: солнышко, как и мы, ночью спит а утром встает.
Игра имитация
Утром солнышко встает выше, выше, выше,
К ночи солнышко зайдет, ниже,ниже.
- давайте разбудим наше солнышко.
Солнышко, солнышко
Выгляни в окошко.
Ждут тебя малыши,
Ждут тебя крепыши.
Игра имитация
Смотрит солнышко в окошко, изображают окошко руками
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки- хлопают в ладошки
Очень рады солнышку.
- нашлось наше солнышко, пора на поезде возвращаться домой, садимся в вагончики.
Загудел паровоз и вагончики повез:
-Чу-чу-чу-чу, далеко я покачу.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, пыхтит паровоз,
Домой он ребят повез.
Итоговое детско-родительское занятие.
Родители совместно с детьми сидят на стульчиках упражнения.
Стук в дверь.
-Ребята, кто это?
Игра-повторялочка. (Родители совместно с детьми выполняют игровые действия)
К нам пришла собачка, - Руки перед собой, язык высунут
Умная собачка, - гладят по голове
С детками играет, - кружится и прыгает
Хвостиком виляет, - виляют бедрами
очень громко лает: лают Гав, Гав
Давайте с ней поздороваемся, собачка здоровается с детьми.
-наша собачка очень красивая, покажите где у нее носик, глазки, ушки, спинка, животик, хвостик.
-Собачка добрая. Она любит играть с ребятами. А вы хотите поиграть с ней?
Ответы детей
Давайте подойдем к собачке и погладим ее. Собачка проснулась и догоняет детей (дети бегут на стульчики к родителям).
-Никого собачка не догнала, быстро дети бегают, теперь вы догоните собачку (На палке и резинке)
Собачка: Ребята с вами играть весело, но кажется дождик начинается.
Подвижная игра солнышко и дождик
Светит солнышко, мы гуляем, прыгаем, радуемся. Как солнышко спряталось- скорее убегаем к родителям.
Дождик, дождик –
Кап, кап, кап,
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы намочим ножки.
Игра имитация
- Дождик, дождик, стучат пальцем по ладошке
Хватит лить, грозят пальцем
Милых деточек мочить.
Собака- - Без солнышка грустно становится, даже играть не хочется. А когда солнце светит то весело.
Всюду, всюду я хожу, солнышка не нахожу.
Ну куда же мне пойти?
Где, же солнышко найти?
- солнышко на солнечной полянке, давайте отправимся к нему в гости?
Ответы детей.
- поедем мы туда на поезде. Ребята с родителями садитесь в вагончики.
Загудел паровоз и вагончики повез:
-Чу-чу-чу-чу, далеко я покачу.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, пыхтит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Собака – вот наша полянка, а солнышка невидно.
-не расстраивайся: солнышко, как и мы, ночью спит а утром встает.
Игра имитация (совместно с родителями)
Утром солнышко встает выше, выше, выше,
К ночи солнышко зайдет, ниже,ниже.
- давайте разбудим наше солнышко.
Солнышко, солнышко
Выгляни в окошко.
Ждут тебя малыши,
Ждут тебя крепыши.
Игра имитация (совместно с родителями)
Смотрит солнышко в окошко, изображают окошко руками
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки- хлопают в ладошки
Очень рады солнышку.
- нашлось наше солнышко, пора на поезде возвращаться домой, садимся в вагончики. (совместно с родителями)
Загудел паровоз и вагончики повез:
-Чу-чу-чу-чу, далеко я покачу.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, пыхтит паровоз,
Домой он ребят повез.
Совместное пальчиковое рисование солнышка