Нина Пануца
Цифровая грамотность педагога в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Цифровая грамотность — это комплекс навыков и знаний, необходимых для эффективного использования цифровых технологий и Интернет-ресурсов.
Она включает в себя умение работать с компьютерами, мобильными устройствами и программным обеспечением, а также навыки поиска, анализа и использования информации в цифровом формате.
Основные компоненты цифровой грамотности :
Технические навыки:
Умение пользоваться компьютерами, смартфонами и другими устройствами.
Знание офисных программ (например, текстовые редакторы, таблицы, презентации).
Публикация «Цифровая грамотность педагога в образовательной организации» размещена в разделах
Работа с интернет-браузерами и поисковыми системами.
Информационная грамотность :
Способность находить, оценивать и использовать информацию из различных источников.
Умение отличать достоверные источники от недостоверных, включая умение распознавать фейковые новости.
Критическое мышление:
Способность анализировать информацию и делать выводы на основе представленных данных.
Оценка качества и надежности информации, полученной из онлайн-источников.
Кибербезопасность:
Знания о безопасном поведении в интернете, включая защиту личных данных, использование паролей и методы защиты от киберугроз.
Осознание рисков, связанных с онлайн-взаимодействиями.
Этика и ответственность:
Понимание этических норм и правил поведения в цифровом пространстве.
Осознание прав и обязанностей пользователей в интернете, включая авторские права и защиту интеллектуальной собственности.
Примеры цифровых практик для работы :
1. Виртуальные экскурсии
Организация виртуальных экскурсий по музеям, зоопаркам или историческим местам с помощью технологий VR (виртуальная реальность) или платформ, таких как Google Arts & Culture. Дети могут "посетить" различные места и обсуждать увиденное.
2. Игры на образовательных платформах
Использование игр и приложений (например, MyQuiz, ABCmouse, ScratchJr, которые развивают математические, языковые и научные навыки. Такие игры создают увлекательную образовательную среду.
3. Онлайн-уроки и занятия
Организация онлайн-занятий с использованием Zoom или Google Meet, особенно если есть необходимость в дистанционном обучении. Это может быть полезно для детей, которые по разным причинам не могут посещать детский сад.
4. Проекты с использованием технологий
Создание проектов, в которых дети исследуют окружающий мир, например, изучение экологии через Интернет. Дети могут проводить эксперименты, записывать результаты и делиться ими через видеоролики или презентации.
5. Музыкальные и художественные приложения
Использование приложений для создания музыки (например, GarageBand) или рисунков (например, Tux Paint, Doodle Buddy). Это помогает развивать креативность и художественные навыки.
6. Выбор программ для обучения
Работа с обучающими видео на платформах, таких как RUTUBE или образовательных сайтах. Воспитатели могут находить полезные материалы и использовать их для объяснения новых тем и концепций.
7. Подготовка цифровых портфолио
Создание цифровых портфолио, где родители могут видеть достижения своих детей. Это может включать текстовые документы, изображения и видео работ.
8. Регулярное общение с родителями через цифровые платформы
Использование мессенджеров или специализированных приложений (например - Сферум) для обмена информацией о прогрессе ребенка и планах на занятия.
9. Подготовка творческих заданий с использованием технологий
Задания на создание видео, где дети рассказывают о своих увлечениях или описывают свою семью.
Инструменты для повышения цифровой грамотности
1. Образовательные платформы
Эти платформы предлагают курсы по различным аспектам цифровой грамотности, включая программирование, кибербезопасность и использование офисных приложений.
2. Инструменты для работы с текстами и данными
Google Docs и Microsoft Office Online : Они помогают развивать навыки работы с текстовыми документами, таблицами и презентациями.
Excel или Google Sheets : Развивают навыки работы с данными, проведении расчетов и создании графиков.
Мультимедийные инструменты
Canva, Figma, Adobe Spark :
Позволяют создавать графику, презентации и другие визуальные материалы, развивая дизайнерские навыки.
Flyvi — графический редактор, в котором можно создавать контент для социальных сетей, презентации и документы. Интерфейс редактора очень похож на интерфейс Canva.
Supa — сервис для создания видеороликов и изображений для социальных сетей с помощью шаблонов или с чистого листа.
«Эй, тизер!» — онлайн-сервис для подготовки креативов для социальных сетей с помощью шаблонов или с чистого листа. Упор в редакторе сделан на шаблоны для «ВКонтакте». Также есть макеты для превью видео, визиток и презентаций. Макеты можно анимировать.
Примеры цифровых практик в ОО
Использование сенсорных технологий: Применение интерактивных сенсорных панелей или проекторов для организации различных образовательных игр и заданий. Такие устройства могут быть использованы для обучения через движение, что делает занятия ещё более увлекательными.
Обсуждение цифровой этики
Обучение детей основам безопасного и уважительного поведения в интернете в игровой форме. Например, через ролевые игры, когда дети обсуждают, как вести себя в различных ситуациях.
Развивающие занятия с робототехникой
Введение в основы программирования и робототехники с помощью конструкторов, таких как LEGO WeDo или других аналогичных наборов. Это помогает формировать технические навыки с раннего возраста.