Татьяна Дюсенбаева
Консультация «Что такое речевое поведение?»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое поведение человека - сложное явление; оно связано с особенностями воспитания; с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю соальной группы, а также и национальной общности. По мере того, как представителю социальной группы, а также и национальной общности. По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в требуемых окружающими стереотипных высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т. д., с другой стороны, и, с другой - в каких - то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности. К этому добавим и неречевые (невербальные) средства коммуникации - жесты, мимику, тональные особенности.
Публикация «Консультация „Что такое речевое поведение?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Иными словами, в речевом поведении проявляется языковая личность, принадлежащая данному возрасту и времени, данной стране, данному региону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, семье.
Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянноориентируется в обстановке общения, в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает ту или иную манеру, то или иное поведение.
Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного от малообразованного, детей от взрослых и т. д. Более того, речевое поведение бывает присуще (конечно, в соответствиии с общими социальными признаками) только определенным лицам.
Следовательно, речевое поведение человека - это разновидность и состовная часть его социального поведения.
Признак возраста делит общество в целом на детей, молодежь, среднее и старшее поколение (конечно, с переходными зонами). Детская речь прекрасно описана К. Чуковским в его книге "от двух до пяти"; речь детей изучают врачи и психолингвисты. Однако и без специального исследования каждый отличит речь ребенка от речи взрослого.
В речевом поведении человека происходит постоянное "исполнение" присущих ему ролевых признаков и "проигрывание" переменных ситуативных ролей, ориентация в общем социальном положении в ролях адресата, оценка официальности или неофициальности обстановки общения и в личностных отношениях с партнером по общению, если, конечно, таковые есть, когда общаются с человеком знакомым.
В общем виде такие статусные отношения можно обозначить следующим образом: начальник - подчиненный, воспитатель - воспитанник, учитель - ученик, родитель - ребенок.
Безграничное множество текстов рождаетс из ограниченного количества строевых единиц языка. Зависимости здесь самые разнообразные : мы можем обращаться письменно или устно, контактно или дистанционно, в форме диалога или монолога, с помощью или без помощи опосредствующего аппарата, включаться в массовую коммуникацию или общаться межличностно, в обстановке официальной или дружеской, исполнять роль главы семьи или подчиненного ее члена, болтуна или молчуна, начальника, заведывающего, коллеги, подчиненного, будучи при этом человеком определенного пола, возраста, с определенным образовательным уровнем, оказываясь то пассажиром, то покупателем, то пешеходом, то пациентом - и так до бесконечности. Здесь все зависит от того, кто, кому, о чем, когда, где, почему, зачем говорит.