нина варфоломеева
Консультация «Что такое познавательный интерес?»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников.
Темочки:
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т. е как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.
Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:
первоначальный толчок к познавательному интересу;
опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;
своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий
(занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то,
что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.
В работе над развитием познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:
создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;
стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);
включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К. Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала. Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога, а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:
стимулировать каждого ребенка на их поиск,
создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой
прошлый опыт,
организовывать поисковую деятельность,
ставить простейшие опыты,
формировать умение спрашивать, наблюдать.
Таким образом, показателем познавательного интереса будет, если дети:
думают (анализируют, обобщают, доказывают);
удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;
фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
Учитывая это, перед нами встал важный вопрос «как вызвать устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу?». Необходимо найти оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск эффективных форм и методов, которые бы способствовали наиболее эффективному развитию устойчивого познавательного интереса старших дошкольников. Интерес – познавательная потребность в знаниях
Одной из возможностей решения выдвинутой проблемы является метод проектной деятельности. Проект – это всегда интеграция. Имея опыт работы по разработке и реализации образовательных проектов различной направленности, стало очевидным, что развитие познавательных интересов дошкольников возможно только на базе разработанной методики.