Манжарова Ольга Васильевна
Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог
Манжарова О. В.
МБОУ СОШ №3
«Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?»
Исследования психологов показывают, что, для того чтобы школьники приобрели сознательные умения и навыки самостоятельной позитивной учебной деятельности, могли эффективно продолжать свое образование и самообразование после школы, не менее важным, чем осознание изучаемого учебного материала, является осознание ими общих способов и приемов своей учебной деятельности.
Публикация «Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?» размещена в разделах
В любом учебном материале следует различать его содержание и те методы, способы и приемы, с помощью которых этот учебный материал усваивается учащимися, те учебные действия, с помощью которых ученик сознательно овладевает знаниями и умениями содержащими в этом материале.
Если педагог на самом деле желает, чтобы материал был хорошо понят и осмыслен, необходимо говорить о присутствии трех модальностей: визульной, аудиальной, кинестичесчкой, так как восприятие у каждого ребенка свое. Так, например, понятие наглядность в обучении определяется как "дидактические принципы, согласно которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися".
Дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации.
В практике наблюдается разброс в усвоении знаний учащихся одного и того же класса. После объяснения нового материала, как правило идет закрепление изученного. На что учащиеся тратят разный объем времени. Одним хватает 2-5 заданий, другим 15 и более, третьим около нескольких десятков.
Одним из требований к деятельности учителя и условием эффективности организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащихся. Традиционные проrpаммы, учебные планы, учебники и дидактические средства, требования, методы и формы, являются одинаковыми для всех школьников, отодвигают на задний план изучение и учет индивидуальных особенностей.
В особо тяжелыe условия попадают школьники с замедленным темпом развития. Решить эту проблему помогает уровневая дифференциация.
Жесткая дифференциация учащихся на способных, средних и слабых с последующим длительным пребыванием в разных по содержанию и методах обучения классах, имеет не только плюсы, но и минусы. Насыщение уроков большими по объему и сложным учебным материалом, несомненно способствует активизации и развитию одаренных учащихся.
Если мы на самом деле хотим найти подход к каждому ребенку, мы должны вначале изучить его темперамент, знать особенности возрастного этапа.
Что же такое темперамент - это комплекс индивидуальных особенностей человека, определяющих динамику его психической активности и поведения, проявляющихся одинаково независимо от содержания деятельность его целей и мотивов и существенно не меняющихся на протяжении всей жизни человека.
Сангвиник-живой, подвижный, любознательный, но без резких движений ученик
Холерик - быстрый в движениях и действиях, возбудимый ученик.
Флегматик - спокойный, неторопливый, медлительный.
Меланхолик - замедленный, с трудом реагирующий даже на сильные раздражители.
Учитывая, что темперамент человека прямо и непосредственно зависит от свойств нервной системы, которые изменить очень трудно, не следует в воспитании учащихся ставить задачу изменить тип темперамента ученика.
Кроме того, важно учесть, что положительной, высоконравственной и всесторонне развитой личностью может стать ученик с любым типом темперамента. Задача воспитания и обучения состоит лишь в том, чтобы развивать у каждого ученика положительные стороны и преодолевать недостатки его темперамента.
Это же относится и к учителю. Хорошим учителем может стать представитель любого типа темперамента, если только он научиться управлять своими свойствами, если он сумеет использовать лучшие стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные.
И если при индивидуальном подходе учитывать особенности возраста, тогда эффективность обучения гарантирована.
Сегодня мы говорим о лицах ранней юности.
Что же является главным для данного возраста?
Это потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое значение в жизни.
- На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт по следующим причинам:
• незавершенность полного физического развития по всем
параметрам;
• ощущение своей непривлекательности
• неустойчивость эмоциональной сферы
• особенности высшей нервной деятельности;
• высокий уровень ситуативной тревожности.
Важные' проблемы личностного уровня старшеклассника проявляются в следующем:
• недостаточный уровень самостоятельности;
• неадекватность самооценки и уровня притязания
• не сформированность мировоззрения, нравственных
эталонов и идеалов;
• отсутствие конкретных жизненных путей и устремлений;
• сохранение подросткового негативизма;
• неудовлетворенность собой.
Возникают трудности в процессе взаимодействия юношей с другими людьми в семье, с учителями и сверстниками. Эти трудности могy т быть определены следующим образом:
• не сформированность общения такие как замкнутость,
застенчивость так и чрезмерная болтливость;
• неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви;
• преобладание эгоистичных тенденций, деформированное понятие справедливость;
• излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний;
• неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним;
• неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;
• ярко выраженные тенденции к "само- показыванию", оригинальностью;
• проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.
• проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.
Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и т. д.