Татьяна Радченко
Конспект НОД «Чтение рассказа В. А. Осеевой «Сыновья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по ознакомлению с художественной литературой в интеграции с художественно – эстетическим развитием.
Чтение рассказа В. А. Осеевой «Сыновья»
(Старшая группа)
Цель: Формировать у детей умение воспринимать литературное произведение. Учить детей перессказывать последовательно, без пропусков и повторений,
Задачи:
1. Воспитывать эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащать духовный мир детей, готовить их к реальной жизни.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осеева В.А.
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
2. Развивать речь, творческие способности детей, интерес к книге.
3. Учить детей анализировать произведение.
Используемые методы: игровой, наглядный, словесный.
Ход занятия
В: Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
- Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший красивый каждый из вас,
Вы самые лучшие, что есть на свете
Глаза открываем
Здравствуйте, дети!
В: Ребята, вы знаете, добрая фея из волшебной страны Добра передала нам вот такой необычный цветок. Фея уверена, что вы добрые ребята и сможете справиться с заданиями, которые есть на каждом лепестке. Попробуем выполнить задания волшебницы?
Первый лепесток
«Волшебный сундучок»
В: Скажите пожалуйста, вы любите книги?
Ответы детей
В: Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сказал, чему учат книги. А каждое ваше красивое слово я положу в волшебный сундучок.
Дети говорят слова в сундучок
В: Правильно ребята, книга учит добру, старанию, уважению к старшим, умению не обижаться, прощать, помогать, учит правилам поведения, не ссориться, быть вежливым.
Второй лепесток
«Слушание рассказа»
На стенде выставлены книги В. А. Осеевой
В: Ребята, я вам предлагаю познакомиться еще с одним рассказом Валентины Осеевой «Сыновья»
(Демонстрируется книга с рассказом В. А. Осеевой «Сыновья», иллюстрации: мальчик поёт, мальчик кувыркается и мальчик несет ведра)
В: Но в рассказе вам встретятся новые непонятные слова: колодец, никто не сладит, соловьем заливается, колесом ходит, силён да ловок. Давайте познакомимся с ними, и узнаем, что они обозначают.
Словарная работа.
Колодец – это узкая, глубокая яма для добывания воды.
Никто не сладит – может одержать верх над кем – либо, справиться с кем – либо, победить в борьбе, драке.
Соловьем заливается – соловей – любимая птица русского народа, он очень хорошо и красиво поёт.
Колесом ходит – ловко кувыркается и переворачивается боком через голову, опираясь то на одну руку, то на другую.
Силён да ловок – значит человек сильный и ловкий, все у него получается очень быстро и ловко.
Выразительное чтение рассказа
Третий лепесток
«Физминутка»
Девочки попрыгали, мальчики присели,
Мамины дочки похлопали в ладошки,
Папины сыночки встали на носочки,
Внучки подняли вверх ручки.
Внуки широко разводят руки.
Беседа по содержанию рассказа
- Понравился рассказ?
- Что сказала первая женщина про своего сына? («Мой сынок ловок да силён»).
- Что значит «ловок да силен»?
- Что сказала вторая женщина? («А мой поёт, как соловей»).
- А что это значит, поёт, как соловей? (Умеет петь звонко, голосисто, красиво, «Соловьём заливается»).
- Что сказала третья женщина? («Ничего в нем особенного нет»).
- Что увидел старичок, когда на встречу выбежали три мальчика? (Один через голову кувыркается, колесом ходит, другой соловьем заливается, а третий взял тяжёлые ведра у матери и потащил).
- О чем просили женщины старичка? («Каковы наши сыновья?»)
- Что ответил женщинам старичок?
(«А где же они? Я только одного сына вижу»)
- Как вы думаете, почему он так ответил? (только один сын помог матери, и он старичку понравился).
- А который из сыновей вам понравился больше всего? Почему?
Дети, а как можно назвать сына, который помог маме донести воду? (Ответы детей). Этот мальчик любит труд, значит он какой? (Трудолюбивый).
В: Конечно ребята, именно третий сын оказался самым настоящим, любил свою маму, помогал маме по хозяйству, причем не ждал, когда мама попросит, а сам знал, что помощь необходима.
В: Какое отношение вызвали у вас сыновья, которые не помогали маме?
Ответы детей
В: Да, правильно, два сына думали только о себе, только о собственных удовольствиях, увлечениях, а не о помощи матери. Еще хочу вам сказать, что талант дар божий, а вот отношение к окружающим и самому дорогому человеку – матери – это уже показатель добра, человечности и настоящей любви.
Воспитатель предлагает пересказать рассказ по цепочке, не повторяя сюжет предыдущего рассказчика, а продолжая сюжетную линию произведения.
Пересказ по таблице
Четвёртый лепесток
«Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Трудолюбивый – ленивый
Добрый - злой
Ссориться – дружить (глагол)
Здоровый – больной
Плакать – смеяться (глагол)
Трудно – легко (наречие)
Полный – пустой (прилаг)
Большой – маленький
Смелый – трусливый
Тяжелый – легкий
Высокий – низкий
Говорить – молчать (глагол)
Грустный - веселый
Пятый лепесток
Игра «Радость или огорчение?»
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
Я называю поступок, а вы хлопаете в ладоши если поступок порадует ваших близких, топаете – если огорчит.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Шестой лепесток
«Поляна добрых дел»
Седьмой лепесток
Релаксация
В: Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.
На столе лежат сердечки красного цвета и синего цвета, выберите по одному сердечку. Если вам понравилось занятие, и вы считаете, что справились со всеми заданиями – возьмите красное сердечко, а если вы считаете, что вам было трудно или вам что-то было не понятно возьмите синее.