Татьяна Николаевна Зеленская
Чистоговорка — средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «Центр «Рука в руке»
Классный час для детей начального звена (1-2 класс)
Чистоговорка – средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми.
Подготовила:
Учитель-логопед Зеленская Т. Н.
п. Затеречный
2021 г.
«Чистоговорка – средство, повышающее эффективность
коррекционно-логопедической работы с детьми»
Цель работы.
С помощью чистоговорок учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы
Публикация «Чистоговорка — средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми» размещена в разделах
с чистоговорками, работа над выразительностью речи, правильным произношением, силой голоса; приобщение ребят к устному народному творчеству, создание положительного эмоционального настроя у детей.
Задачи:
1. Побуждать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.
2. Оптимизировать процесс автоматизации за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов.
3. Формировать моторные навыки, навык звукового анализа и синтеза, звуко-слоговую структуру слова, навыки ориентировки на плоскости, умение осуществлять самоконтроль.
4. Развивать мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, просодическую сторону речи.
5. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
6. Повышать познавательную активность и работоспособность детей.
Место проведения: СОШ №8, п. Зимняя Ставка
Участники: педагоги, дети младших классов.
Оборудование: цветные карандаши; задания на карточках; аудиозаписи детских песен; колпачки с буквами на каждого ребенка; буквы на карточках; пуговицы, шарики, прищепки, су-джок, бусины, декоративные камни, разноцветные палочки, азбука – звуков, пробки от пластиковых бутылок, картонные коробки, предметные и сюжетные картинки.
Ход классного часа
Организационный момент:
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Логопед: Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы поиграем в разные игры с буквами, поучимся и запомним чистоговорки. Предлагаю несколько игр с буквами-
Игра «Собери любую букву».
Посмотрите, что вы видите на столе в подносах.
Дети перечисляют: шнурки, монетки, пробки, скрепки, камешки, бусы, песок, фасоль, арбузные семечки и т. д. Правильно, молодцы! «Что ж, дружочек не зевай, быстро букву собирай!».
Комментарии: под руки у нас дома часто попадаются разные нужные и ненужные предметы: пуговицы, старые монетки, шнурки и т. д. Чтобы занять ребенка, предложите ему из этих предметов выкладывать буквы, цифры и т. д. Эта игра развивает внимание, воображение.
Игра: «Буквы в домике».
Дети делятся на 2 команды, по сигналу бегут и вписывают любую букву в силуэт дома. Рисунок дома прикреплен к мольберту (их два, по числу команд, заранее приготовлен и нарисован на ватманском листе. Проводит и объясняет игру мама Миши К. - Альбина Олеговна. Комментарии: в любой ситуации эта игра уместна, на детском празднике или когда вы путешествуете вместе с ребенком. Можно нарисовать любой рисунок и виде соревнования поиграть: кто быстрее впишет в свободные места любые буквы.
Игра: «Буквы оживают»
Мама Степы Г. - Анна Владимировна объясняет: по условному сигналу (появлению буквы, дети выполняют соответствующее движение: О – подпрыгни, И - присядем, У – животик свой погладим.
Комментарии: через эту игру мы учимся внимательности, развиваем память, запоминаем буквы.
Кто ответит- «Что такое чистоговорка?
Чистоговорка - это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков.
Показываю карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки.
Приведу примеры игр с карточками с чистоговорками.
1. Игра «Доскажи словечко»
Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу.» (ребенок отвечает «шары», вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам.
Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку.
2. Игра «Громко, тихо, шёпотом».
Произнести чистоговорку громко, тихо, шё потом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т. п.
3. Игра «Медленно-быстро».
Произнести чистоговорку медленно-быстро
4. Игра «Какой, какая, какое?»
Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И я начинаю задавать вопросы чистогорками : «Са-са-са какая коса?» «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.
(ребенок отвечает «Са-са-са - острая коса. Са-са-са – у Саши коса.) Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?
5. Игра «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).
6. Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей).
7. Игра «Скажи наоборот» (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора)
8. Игра «Чего не стало? (са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)
9. Игра «Скажи ласково» (лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
10. Игра «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Логопед
- Молодцы!
Ну, вот и все, ребята. Наш классный час подошел к концу. Каждый из нас узнал что – то новое сегодня, и каждый показал свои знания и умения. Я думаю, что теперь вы будете постоянно играть в эти игры и научите играть ив них своих родных и друзей.
Список литературы:
Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М., 2008.
Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами. М., 1996.
Волина В. В. Игры в рифмы. СПб., 1997.
Гаврилина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль 1997.
Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. СПб., 1999.
Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников. М., 2005
Колесникова Е. В. Раз – словечко, два – словечко. М., 1999.
Куликовская Т. А. Скороговорки и чистоговорки. М., 1997.
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.
Микляева Н. В., Полозова О. А, Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ЛОУ. М. 2005
Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярословль 1997.