Гореликова Оксана Константиновна
Условия для речевого воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Условия для речевого воспитания дошкольников»
Выполнила:
воспитатель средней группы №9
МБДОУ «Детский сад № 247»
Гореликова О. К.
1 слайд: Актуальность
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Публикация «Условия для речевого воспитания дошкольников» размещена в разделах
2 слайд: Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО (пункт 2.8)
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды группы.
В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть:
Содержательно-насыщенной: должна соответствовать возрастным возможностям детей и ОО Программы.
Трансформируемой: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей
Полифункциональной:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в группе предметов не обладающих жестко закрепленным способом употребления
• наличие в группе различных пространств для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих различные виды активности детей
Доступной:
• свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасной: предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3 слайд: Содержание работы в соответствии с ФГОС ДО (пункт 2.6)
Согласно ФГОС ДО и Основной Общеобразовательной Программой речевое развитие включает :
владение речью как средством общения и культуры
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
обогащение активного словаря
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
развитие речевого творчества
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.
4 слайд:
Речевая развивающая среда (РРС) – это не только предметное окружение, а также и пример речи взрослого. Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы
Главными составляющими речевой развивающей среды являются:
специальное оборудование для каждой группы
методы и приемы которыми мы руководствуемся при развитии разных сторон речи дошкольников
речь педагога
Опираясь на все выше сказанное в основу речевой среды нашей группы входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие разных сторон речи дошкольников.
5 слайд: Знакомство с художественной литературой
Книжный уголок включает в себя различные литературные произведения: это русские народные и зарубежные сказки, произведения советских и зарубежных писателей, стихи разных авторов. В книжном уголке мы организуем выставки книг одного автора.
Собрана коллекция журналов о животных.
В связи с тем, что в нашей группе существует проблема - это недостаточное количество литературных произведений и иллюстраций к ним, нами была создана электронная картотека аудио-произведений:
Русский фольклор: песенки, потешки, сказки
Рассказы различных писателей
Сказки А. Пушкина, Ш. Перро и др.
6 слайд: Фотографии писателей.
При ознакомлении детей с художественной литературой мы знакомим детей с авторами произведений, поэтому нами собрана папка с портретами различных писателей.
При знакомстве детей с художественной литературой мы всегда рассматриваем иллюстрации, а ребята в самостоятельной деятельности с большим удовольствием рисуют рисунки к знакомым произведениям. В результате чего у нас накопилась коллекция рисунков, которые мы размещаем в специальных папках.
7 слайд: Развитие словаря
Обогащение активного словаря в работе с детьми от 4 до 5 лет направлено на освоение и использование в речи:
названий предметов и материалов, из которых они изготовлены
названия живых существ и сред их обитания, трудовых процессов
слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества
слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки, например, живые организмы растут и размножаются, посуда это то что необходимо людям для еды, приготовления пищи) и т. д.
слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.
Для реализации данного направления в группе имеется наглядно- иллюстрационный материал в соответствии с лексическими темами и настольно-печатные игры
8 слайд: Грамматический строй речи
С целью развития грамматического строя речи есть серия наглядно-демонстрационного материала «Грамматика в картинках» :
Словообразование
Ударение
Множественное число
Многозначные слова
Говори правильно
Антонимы глаголы, прилагательные
Один-много
9 слайд: Развитие связной, диалогической и монологической речи
Освоение данного раздела строится на освоение умений детьми:
Составлять описательные рассказы о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта. Пересказы. Описание картин, игрушек. Составление рассказов по серии картин. Сочинение окончания рассказа. Работа с загадками, пословицами, поговорками, стихами.
Отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут).
Дети данного возраста должны по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке: совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе.
В этом нам помогают серии картин и мнемотаблицы для составления описательных рассказов, настольно-печатные и дидактические игры такие игры как «Профессии», «Расскажи про детский сад» и др.
10 слайд: Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха
Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие умений:
правильного произношения гласных и согласных звуков
слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук.
Поэтому для реализации данного направления мы используем предметные и сюжетные картинки на определение заданного звука в слове.
Нами составлена картотека артикуляционной гимнастики, которая включает комплекс упражнений, помогающих подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков и картотека сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
11 слайд: Развитие фонематического слуха.
Для развития фонематического слуха были изготовлены шумовые кирпичики и звуковые коробочки с помощью которых ребенок учится составлять пары одинаковых шумов.
Имеются аудио записи, которые способствуют развитию слуховой памяти, умению различать и дифференцировать шумы.
12 слайд: Развитие речевого дыхания.
Наряду с развитием звуковой культуры речи, фонематического слуха и артикуляционной моторики ведется работа, направленная на развитие правильного речевого дыхания. В этом нам помогают такие пособия как «Горячий чай», ветерки, султанчики.
13 слайд: Здоровье сберегающие технологии.
Каждому педагогу необходимо знать азы необходимых методик и практик, которые нужно использовать в образовательной деятельности.
В своей работе я использую различные методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать: разговоры, рассказы, чтение; как средства общения: поручения, образец общения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности.
Также в работе с детьми применяю здоровьесберегающие технологии:
Логоритмическая гимнастика, которая направлена на развитие внимания, слухового восприятия, развитие пространственной ориентировки, способствует развитию фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.
Гимнастика для глаз, способствующая профилактике нарушения зрения дошкольников
Применение данных технологий привело к созданию картотек: «Логоритимческая гимнастика» и «Гимнастика для глаз».
14 слайд: Развитие мелкой моторики рук.
Игра- один из лучших способов развития речи у дошкольников и наши детки с удовольствием играют в пальчиковые игры: «Две сороконожки», «Озорные пальчики» и др.,
Пальчиковая гимнастика - способствует активизации речи детей с учетом возвратных и индивидуальных особенностей и направленна на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей.
Также наши дети играют в игры, которые тоже способствуют развитию мелкой моторики. (пазлы, шнуровки, трафареты, мячики)
15 слайд: Центр театра
Речевое развитие очень тесно связано с театрализованной деятельностью, поэтому в группе имеются различные виды театров:
Магнитный
Резиновый
Пальчиковый
Би-ба-бо
Матрешечный
Так же в этот раздел у нас входят настольно-дидактические игры. (Сказка за сказкой, Играем в театр.)
16 слайд: Уголок ряженья
Наши дети с большим удовольствием меняют свои образы. Уголок ряженья любимое место для игр не только девочек, но и мальчиков. Этот уголок один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка, и способствует не только речевому развитию, но и формированию коммуникативных навыков, развитию подражательности и творческих способностей детей.
17 слайд: Речь педагога
Необходимо помнить, что речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого, его собственная речь, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.
Речь педагога – отражение внутреннего мира и важная часть профессиональной культуры.
Поэтому я повышаю свое самообразование,культуру своей речи через прослушивание веберов и участие в различных конкурсах.
18 слайд Вывод
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду должна, создавать положительную эмоциональную отзывчивость у детей и вызывать желание участвовать в речевом общении со взрослыми и друг с другом.
• Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности
• Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей
• Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
19 слайд Распространение опыта
Презентация «Условия для речевого воспитания дошкольников» была выложена на Образовательных порталах «Продленка» и «Маам». На «Мааме» наша презентация заняла второе место.