Елена Ботникова
Программа студии тестопластики. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
1.2. Цели и задачи работы студии.
Цель: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Публикация «Программа студии тестопластики, Часть 2» размещена в разделах
Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
образовательные:
расширять кругозор по декоративно-прикладному искусству.
Познакомить с русским народным творчеством.
развивающие:
развивать познавательные интересы через знакомство с народной игрушкой, изучить историю возникновения народных промыслов.
Раскрыть интеллектуальные и творческие способности через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрыть личность ребенка в творческом развитии
воспитательные:
ценностно-ориентационная компетентность - воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа, через декоративно-прикладное творчество
информационно-познавательная компетентность - воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства, разным видам глиняной игрушки.
регулятивно-поведенческая компетентность - воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
коммуникативная компетентность - учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
культурно-социальная компетентность - приобщать к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат своей деятельности.
1.3. Принципы
Принципы: систематичности – занятия должны быть регулярными, согласно образовательному процессу.
Сезонности – содержание программы должно соответствовать природным условиям в момент деятельности детей.
Наглядности – зрительная наглядность рассчитана на возникновение художественно - эстетического восприятия конкретного изделия, и желания его сотворить.
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами активности детей.
Условия
атмосфера доверия и заинтересованного общения, считает И. Кискальт в своей книге «Соленое тесто».
Установление контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности и инициативы.
Условие гармоничного развития ребенка – это личностно – ориентированный педагогический процесс.
Создание правил поведения на занятиях студии МукаСолька- правила формируются в совместной беседе с детьми.
Прослушивание аудио-кассет со спокойной музыкой.
набор специальных инструментов для работы с тестом (стеки, формы, приспособления для раскатывания теста и т. д.).
дополнительные нетрадиционные материалы: (вермишель в виде цветов, звезд, ракушек, букв; бусины, бисер, пуговицы, конфетные ячейки, гороховые хлопья, куски пластиковых бутылок различных цветов, скорлупа орехов и прочее) для развития тактильных ощущений
условия создания интриги
Условия создания сюрпризного момента
Технологии: педагогика сотрудничества
игровое обучение
Средства:
тесто
доски
стеки
гуашь
краска
шаблоны
Методические рекомендации по организации занятий студии Мукасолька
Занятия проводятся по 15 – 20 минут, один раз в две недели, группа не более 10 человек. Длительность занятий в средней группе согласно возрасту детей не более 15 минут.
Структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (единый игровой персонаж для данной группы)
2. Познавательная деятельность (объяснение, показ приемов лепки)
3. Непосредственно лепка с детьми
4. Динамическая пауза (физкультурная минутка)
5. Доработка изделий
6. Рассматривание готовых работ
Тесто для лепки : мука - 400гр
Соль - 400гр
Вода - 300гр
Способ приготовления теста : в теплую воду добавляем соль, размешиваем и добавляем муку, тесто вымешивается до однородного состояния, положить в пакет и в холодильник на 2 часа. Чтобы тесто не прилипало к рукам модно положить в него при замешивании 1-2 столовых ложек подсолнечного масла.
1.4. Значимые для разработки программы характеристики
Возрастные особенности детей:
4 год жизни. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Развивается наглядно-действенное мышление.
Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер.
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движение, жесты, различает разные виды искусства, через художественный образ, проявляет интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза, к слушанию и исполнению музыкальных произведений. У ребенка возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов, появляется представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисунке, лепке, аппликации. Дети уже могут использовать цвет.
В речевом развитии – повышенная чувствительность к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
5 год жизни.
В речевом развитии – повышенная чувствительность к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Речь ребенка активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли. Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого обращения. Вступая в речевые контакты со взрослым, сверстниками, дети осваивают диалоговую речь. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
6-7 год жизни. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи.
В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному.
Совершенствуются творческие способности детей, художественный вкус.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребенка позволяет ему значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности.
Дети способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумать собственные, но этому их нужно обучать
1.5. Планируемые результаты
Планируемые результаты:
Окрепшая моторика рук
Овладение начальными технологиями тестопластики.
Иметь общее представление об историческом развитии декоративного искусства тестопластики, лепки, иметь представление об общих особенностях народных промыслов России
Знать начальные принципы композиции, изготавливать игрушки, украшения к праздникам
Уметь грамотно строить эскизы простейших форм, точно воплощать их в изделие.
Составлять узоры, рисовать элементы хохломского и гжельского узора и пользоваться цветовой гаммой.
Изготавливать различные тематические аппликации.
Составлять орнаменты
Знать рецепты приготовления соленого теста
Иллюстрировать сказки
Иметь желание принимать участие в коллективных работах