Петрова Олеся
Конспект занятия в подготовительной группе «Быт людей Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
«Быт людей Древней Руси»
Цель: познакомить детей с бытом людей, живших на Руси, родом их занятий, обычаями старинной крестьянской семьи.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с убранством русской избы, дать представление о мебели того времени и домашней утвари.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Быт людей Древней Руси“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: развивать интерес к народным традициям и обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы. Познакомить детей с новой лексикой.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры. Приобщение к культуре своего народа.
Материалы и оборудование: макет “Русская изба”, куклы в русских народных костюмах, предметы русского быта сундук, прялка, ложка, деревянный чугунок, ноутбук, проектор.
Ход занятия
Воспитатель в русской национальной одежде входит в группу, дети полукругом сидят на стульчиках.
- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами окунёмся в стародавние времена. Давным – давно наша страна называлась Русь. Большинство её жителей проживало в сельской местности и занималось хозяйством.
Отгадайте загадку
Ни паровоз, ни паровоз,
А из трубы дым идёт.
Из бруса деревянный
Уютный, тёплый, славный.
Что это?
Дети: дом.
Воспитатель: правильно ребята. На Руси все дома были деревянными. И селились люди вблизи водоёмов. Как вы думаете почему?
Дети: умываться, стирать бельё, готовить, купаться и заниматься рыбалкой.
Воспитатель: всё верно. А сейчас давайте заглянем крестьянский дом (дети подходят к макету «русской избы».
Воспитатель: Кто знает эту сказку с детства,
Поймёт, о чё м я говорю:
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю?
Дети: печка!
Воспитатель: молодцы! Конечно же это печка. В доме была только одна большая комната, несмотря на то, что семьи были очень большими. И печка занимала большую часть в доме. Её топили по-чёрному, в печи не было трубы и дым шёл прямо в комнату и выходил из небольшого отверстия в потолке. Для того, чтобы тепло в доме оставалось как можно дольше окна в доме были совсем маленькие. Иногда их вообще заколачивали досками. Освещались дома лучиной-это зажжённая тонкая деревянная щепка.
Печка играла большую роль в те времена. Это было место для отдыха и ночлега, в ней пекли хлеб и готовили еду, на ней сушили травы, грибы, ягоды, сырую одежду. В подпечье жили зимой куры. Существует много пословиц и поговорок о ней, вот послушайте:
Печь нам – мать родная.
На печь- всё красное лето.
Печь не пролежишь.
Когда в печи жарко, тогда и варко.
Пеки, пока печь горяча.
Работу с плеч, да и на печь.
Да, хороша была печь в старину, на ней и дедушка свои косточки погреет, и дети поиграют, особенно девочки в куклы. А давайте и мы с вами поиграем. Игра называется «Ималко». Раньше дети в неё играли так. Одному из ребят завязывали глаза, подводили к печному столбу или к дверной скобе и начинали хором спрашивать.
- Афанас, Афанас!
У чего стоишь?
- У косяка.
- Чего хлебаешь?
- Щи да квас!
- ищи три года нас!
Потом все от него отбегут. «Ималко» бегает по избе, старается кого – нибудь поймать, а остальные его поддразнивают, то за одежду дёрнут, то хлопнут в ладоши, то что- нибудь выкрикнут. Если «ималко» к какому опасному месту приближается, например, к печи, его все предостеречь стараются: «Огонь!», «Огонь!». Так и бегает «ималко», пока кого-нибудь не поймает. А тот, кто пойман, «ималко» становатся. (Дети играют в игру).
Воспитатель: ребята, обратите внимание на мебель. Что вы можете сказать?
Дети: большой стол и много длинных лавочек.
Воспитатель: да, это так. Мебели было мало, середину комнаты занимал большой стол с длинными лавками. На лавках сидели во время приёма пищи и спали. Спали ещё на печи. Обратите внимание на сундук, в нем хранили разного рода вещи, как то одежду, обувь, подушки, одеяла, а сверху, на сундуке, мог кто-нибудь спать.
Маленьких детей качали в люльке. В разных местах Руси её называли по-разному люлька, колыбелька, зыбка, баюкалка, качалка.
В каждом дому обязательно был красный уголок с иконами. Его украшали вышитыми рушниками, а иногда и бумажными цветами. На место под образами усаживали самых дорогих гостей.
Кроме мебели в избе хранились приспособления для ремёсел. Это был ткацкий станок, прялка, инструменты для изготовления обуви, деревянной посуды и др.
Вся кухонная утварь хранилась возле печки, это место называлось «бабий угол». Тут хранились горшки и чугунки, сковороды и кувшины, кочерга и ухваты. Посуда была глиняной и деревянной. Из бересты плели лукошки и туеса для ягод.
А ещё в старину люди пряли. Прясть юные крестьянки начинали с самого раннего возраста. Прялку расписывали узорами или сценами из повседневной жизни, её могли передавать из поколения в поколение.
А сейчас отгадайте мои загадки:
1. Новая посуда,
А вся в дырках. (сито, решето).
2. Мочили, колотили,
Рвали, крутили
И на стол клали. (скатерть)
3. Кривой конь
Лезет в огонь. (кочерга)
4. Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо (самовар).
5. Четыре братца
Под одним шатром стоят (стол).
6. Висит, болтается,
Всяк за него хватается (полотенце).
7. Стоит кошка
О четыре ножки (скамейка).
8. Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).
Ребята, а как вы думаете, чем занимались люди на Руси?
Дети: работали в огороде, ловили рыбу, ходили на охоту….
Воспитатель: совершенно верно. Всю работу по дому и уходом за детьми занимались женщины. С раннего возраста обязанность девочек была забота за младшими сёстрами и братьями. А так же девочки уже умели варить, шить, ткать, вышивать, собирать ягоды, грибы, заниматься консервированием.
Мальчишки семи лет уже ходили со взрослыми в поле, там они помогали сеять хлеб, либо убирать его, принимали участие в сенокосе.
Мужчина вообще многое умел: следил и управлялся со скотиной, пахал и сеял в поле, убирал урожай, как вы правильно сказали, ловил рыбу и занимался охотой, занимался сбором мёда. А когда заканчивались работы осенью по сбору урожая и с наступлением зимы, у крестьянина наступали новые хлопоты. Он ремонтировал ремонтировали и изготавливали предметы посуды, плели лапти и корзины. Отец был главой семейства и все его слушали и уважали.
Ребята, сейчас вы можете, придя домой вечером посмотреть телевизор, поиграть в планшет, построить что-то из конструктора. Как вы думаете, чем занимались ваши сверстники раньше в свободное время? И много ли свободного времени было у них?
Дети: времени было немного.
Воспитатель: да, времени было у детей немного свободного, но если она появлялось, то дети играли в различные самодельные игрушки. Их делали из глины, бересты, вырезали из дерева. А так же дети играли в различные подвижные игры, такие как «Салочки», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Лапта» и другие.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Золотые ворота».
Правила игры «Золотые ворота»
Выбрать двух человек, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные участники встают цыпочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда,
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Ребята, которых поймали «золотые ворота», становятся дополнительными воротами. Игра заканчивается, когда остаётся 3-4 человека.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в эту игру.