Папки-передвижки

Конспект занятия «Были дебри и леса»

Жанна Перетятко
Конспект занятия «Были дебри и леса»
▼ Скачать + Заказать документы

Окружающий мир.

Экспериментальная площадка

на базе ГБОУ детского сада №901 г. Москвы

(старшая группа).

Выполнила:.

Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…»

Непрерывно – образовательная деятельность: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, познавательно-коммуникативная деятельность детей.

Цель: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития

Города Москвы; познакомить с образом жизни в старину, с особенностями

строительства на Руси; учить детей находить приметы времени, приобщать

Публикация «Конспект занятия „Были дебри и леса“» размещена в разделах

их к русской национальной культуре.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

- Вспомните, дети, как мы совершили экскурсию по нашему городу Москве.

Понравилась ли вам эта экскурсия? Мы познакомились с некоторыми достопримечательностями города (это Кремль, Большой театр, храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, вокзалы нашего города и многое другое).

- Как вы думаете, всегда ли Москва была такой? (предположения детей).

- Давайте, ребята, заглянем в прошлое. Хотите отправиться туда? Для этого воспользуемся волшебной палочкой (совершить манипуляции «волшебной палочкой»).

2. Актуализация знаний.

Игра «Древняя легенда о Москве».

- Ребята, представьте, что мы находимся в глухом лесном краю, где протекает много рек и маленьких речушек, а могучие дубы и сосны отражаются в их водах. И вот в этом месте возникла наша Москва. Её возникновение окружено легендами. Хотите послушать одну из них?

«Ехал, однажды, князь Юрий, по прозванью Долгорукий, со своей дружиной

Через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел он посреди болот огромного зверя с тремя головами, с пёстрой шерстью многих цветов. Остановился князь и его спутники, с изумлением глядя на зверя. А тот исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал учёный предсказатель, который растолковал явление зверя так: «Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и будет вкруг него царство великое. А шкура пёстрая значит, что сойдутся сюда народы разные».

- Это сказка, но сказка со смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город.

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовью внуки

Выше прочих городов.

В. Я. Брюсов

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Возникновение первого поселения».

- Представьте себе, что нам нужно выбрать место для будущего города.

Где мы будем его строить: на холме или на равнине? Конечно, на холме!

Он будет хорошо освещаться солнцем, обдуваться ветром. С холма лучше видны все окрестности. Зачем? Труднее незаметно приближаться врагам.

- И вот сюда пришли люди. Посмотрели вокруг, места им понравились, и они здесь поселились.

- А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь поставили первые дома? (Предположения детей).

- Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. Откуда можно было взять воду? (из реки, озера, родника).

- Москва-река рядом, и это не только вода, но и рыба. Лес тоже рядом. Что съедобного можно добыть в лесу? (грибы, ягоды, много дичи).

-И земля здесь тоже была хорошей. Можно заниматься земледелием: выращивать пшеницу, рожь, овощи, фрукты.

- Вот какое удобное место выбрали люди для своего города. Вода есть, еда есть.

- Что ещё нужно людям? Необходимо построить жильё. Но места около реки были болотистые, и люди добирались до воды по маленьким мостикам (мосткам). И поэтому реку сначала назвали Мостквой, а потом – Москвой. И город, возникший на берегу реки, также назвали Москвой.

- Как вы думаете, какое слово произошло от слов городить, огораживать? (предположения детей).

4. Открытие нового знания.

Игра «Как строился город Москва».

- Само слово город произошло от слова городить, то есть огораживать, ставить ограду, стену. Вспомните, зачем люди огораживают свои поселения?

(от нападения врагов и диких зверей).

Первые стены люди делали из дерева – ведь вокруг шумели леса. Население города росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить дома за крепостными стенами.

/Воспитатель чертит на доске окружность. Внутри окружности рисует несколько домов и за линией круга – несколько домов. /

- Когда нападали враги, все жители уходили в крепость и сражались с ними.

Такая крепость в центре города называется кремль. Сначала кремль был деревянным (показ иллюстрации).

Но частые пожары уничтожали деревянные постройки, поэтому через много лет стали строить из камня (показ иллюстрации белокаменного Кремля). А когда научились делать кирпич, то построили кремль из красного кирпича (в царствование ИванаIII). Этот кремль дошёл до наших дней (показ иллюстрации современного Кремля).

В Кремле жили люди богатые, а те, что победнее, строили дома за стеной. Это место называлось посад. Дома ставились кучей, без всякого порядка, а потом уже ставили дома вдоль реки. Особенно важной в городе была пристань, куда приходили корабли с товаром. Недалеко от пристани располагалась торговая площадь – торг. В древней Москве торг находился под Кремлёвской стеной. Здесь можно было купить продукты и разные вещи. Вся площадь была заставлена лавками, которые стояли рядами.

5. Введение нового знания в систему знаний.

Игра «Торговые ряды».

- Хлебные изделия продавались в хлебном, калачном, пряничном рядах.

- Ребята, а как вы думаете, как назывались тогда ряды, в которых продавали капусту (капустный, лук (луковичный, чеснок (чесночный, огурцы (огурцовый, яблоки (яблочный, мясо (мясной, рыба (рыбный).

- Как вы думаете, чем торговали в Шапочном, Шубном, Рукавичном, Сапожном рядах?

- В других рядах продавались свечи, зеркала, посуда, книги, фонари…

Как они назывались?

- Всего рядов на торгу было более ста. Сегодня торговая площадь носит название Красной. Сначала в Москве строились деревянные дома: избы, терема, церкви, хоромы. Позже люди стали строить дома из белого камня – известняка.

- Как вы думаете, почему люди стали строить из камня? (предположения детей). Страшный враг есть у дерева. Это огонь. К несчастью, часто горела деревянная Москва: и от пожаров, и от поджогов врагов. Поэтому иногда можно услышать: «Москва наша – белокаменная». Спустя несколько веков, в Москве начали строить дома из кирпича. Первое кирпичное сооружение в Москве – это Кремль.

- Как вы думаете, почему он сохранился? (предположения детей).

С большой любовью строили люди Кремль – очень старались. Уже давным-давно никого из них нет в живых, а мы помним о них до сих пор.

- Вот какой древний наш город. Ему около девятисот лет. Это очень красивый город. Все, кто в нём жил, любили его. Художники запечатлевали его на картинах (Поленов «Московский дворик» и др., поэты писали о нём стихи. Сейчас я прочитаю вам стихотворение А. Барто о Москве.

Я живу в Москве.

Деревья в три обхвата, Река светилась пламенем –

Дремучие леса. Пожар здесь бушевал,

Среди лесов когда-то И город белокаменный

Город поднялся. Из пламени вставал.

Здесь шли тропинки узкие, Стоял велик и чуден

Овраги и поля, Московский древний град.

Но все дороги русские Он дорог русским людям,

Сходились у Кремля. Он славою богат.

6. Итог занятия.

Какое путешествие мы сегодня совершили? (из прошлого в настоящее).

Что вы узнали нового и интересного о нашей Москве?

-Дети, сегодня вы узнали, что наш город – очень древний. Как называют жителей нашего города? (москвичи). Значит, все вы тоже – москвичи! Люди всегда любят тот город, в котором они живут. В Москве много современных зданий, но остались и дома, которые построены очень давно. Они украшают город до сих пор, и мы, москвичи, ценим и охраняем их – наши древние исторические достопримечательности (показ иллюстраций старинных зданий Москвы).

Используемая литература:

1. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!»

2. Н. В. Алёшина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной».

2012

Публикации по теме:

Конспект занятия «Кошки нашего леса» Кошки нашего леса познакомить ребят с тигром, леопардом, рысью и дальневосточным лесным котом. Дать понятие о Красной книге. фотографии.

«Помощники леса». Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе«Помощники леса». Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: «Доктора леса». Тема “Доктора леса”. Программное содержание: - продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых.

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе «Теремок» на тему: «Мы были в гостях у врача»Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе «Теремок» на тему: «Мы были в гостях у врача» Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе «Теремок» на тему: «Мы были в гостях у врача» Цель: пополнить словарь детей медицинскими.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «В гостях у сказочного леса» .

Конспект занятия по технологии В. В. Воскобовича «Поможем жителям Фиолетового леса»Конспект занятия по технологии В. В. Воскобовича «Поможем жителям Фиолетового леса» Цель занятия: Развивать сенсорные способности и элементарные математические представления. Обучать детей счету. Формировать на уровне образа.

Конспект занятия «Тайны русского леса» Цель: уточнить представления детей о том, что такое природа; расширять знания о лесе: березовая роща, дубровка, сосновый бор, ельник, смешанный.

Конспект занятия «Жители леса» Группа : средняя. Тема: «Жители леса» Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте обитания; активизировать словарь.

Стенгазета к Международному Дню леса «День леса»Стенгазета к Международному Дню леса «День леса» 21 марта - Международный день леса. День леса - праздник, имеющий значение для каждого человека, ведь леса - это не только природное богатство.

Конспект занятия «Животные нашего леса. Поможем Знайке и Незнайке» Цель: Развивать речь детей. Задачи: • закрепить знания о жизни диких животных, • развивать навык словообразования, • воспитывать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Были дебри и леса»
Опубликовано: 29 мая 2017 в 19:57
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Были дебри и леса»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Перетятко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД