Светлана
Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем ]«Сорока-Ворона. ,.». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. Играя с пальчиками вместе с малышом, мы стимулируем работу внутренних органов и нервной системы ребёнка. Хорошую тренировку для движений пальцев дают игры на координацию речи с движением пальцев. Мамины прикосновения, ласковые поглаживания, улыбка, дружелюбный голос приносят детям большую радость, возникает эмоциональная привязанность. Настроение малыша поднимается, он понимает, что мама и папа его любят. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учётом возраста ребёнка. Хорошую тренировку для движений пальцев дают народные игры:
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Потешки *Сорока – белобока *Коза рогатая *Петушок *Зайка *Речка *Ладушки *Играем с кулачками[/b]
Складывание простых фигур из пальцев: - Зайчики, - Рожки - Колечки, - Замочек - Домик, Ножницы и т. п
- Сжимание - разжимание кулачков, - Сгибание - разгибание пальцев - Пальчики здороваются - Коготки Игры на координацию речи с движением.
***Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!
***На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Постучали, покрутили.
Потянули и открыли.
*** Цыплята
Зерна курочка клюёт,
(обе ладони вместе, откланяются от себя)
И цыплята тут, как тут,
(обе руки поочерёдно «клюют» всеми пальцами, собранными вместе)
Вводу уточка нырнёт,
(руки щепоткой «ныряют» от себя)
А цыплята не ныряют,
(грозим пальчиком)
***«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
***«Где вы были?».
Ножки, ножки, где вы были?
За грибами ходили.
Что вы, ручки работали?
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
*** Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять
*** Руки в стороны
Руки в стороны, в кулачек.
Разожми и на бочек.
Руки вверх, и в кулачок
Разожми и на бочек,
Руки вниз, и в кулачок,
Разожми и на бочек
***«Лошадка».
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
***«Стирка».
Мы стираем, мы стираем,
Полоскаем, полоскаем.
Мы белье прополоскали
И ни капли не устали.
***«Зайка».
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз, на носочках потянись.
Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
Пожалуй, сложно найти ребенка, которого бы не увлекли игры с пальчиками.
Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции необходимо соблюдать некоторые рекомендации:
Играйте чаще, с удовольствием, с личной вовлеченностью.
Стишки выучивайте наизусть.
Выполняйте все движения совместно, проговаривая слова и придерживаясь медленного темпа.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5 .Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,
хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Не расстраивайтесь, если вы не знаете или не помните ни одной потешки, которую можно было бы использовать для игры. Читайте малышу любые детские стихи, сочиняйте свои движения, напевайте мелодии, побуждайте его к повторению за вами и этот творческий процесс порадует вас обоих.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«ДС №352 г. Челябинска»
Развитие мелкой моторики рук
Автор - составитель: Куценко Светлана Ивановна, воспитатель