Гришина Елена
Брейн-ринг для родителей «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12»
г. Чернушка Пермского края
учитель-логопед: Гришина Е. В.
Брейн-ринг для родителей
«Первые шаги к грамоте. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития звуко-слогового анализа в условиях домашних занятий с ребенком.
Задачи:
Публикация «Брейн-ринг для родителей „Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- привлекать родителей к активному сотрудничеству, как полноправных участников образовательного процесса.
- повышать компетентность родителей по звуковой культуре речи для дальнейшего обучения детей грамоте.
Участники: 2 команды родителей, учитель-логопед
Оборудование:
- мультимедийное оборудование,
- презентация брейн-ринга,
- 6 разрезных карточек со слогами для составления слов в конверте,
- флажки (синий, зелёный,
- фишки для правильных ответов,
- карточки синего и зелёного цвета,
- 2 ручки, 2 листа бумаги,
- памятки
Перед входом в кабинет родители выбирают карточку синего или зелёного цвета для распределения на команды.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Очень рада, что вы смогли уделить время. Не сомневаюсь, что сегодня вы проведёте это время с пользой и почерпнёте для себя много интересного и познавательного.
Ни для кого не секрет, что главным для детей, посещающих логопедическую группу, является речевое развитие. Одним из направлений в речевом развитии, как вы помните, является развитие фонематических процессов и звуко-слогового анализа и синтеза у ребёнка. То есть, умение дошкольника слышать и различать звуки в потоке речи, определять количество звуков и слогов в слове, умение определять наличие и место заданного звука в слове,
Приобретённые навыки и умения помогут вам в дальнейшем в подготовке детей к школе, ведь время летит быстро, и мы не заметим, как дети станут школьниками. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и учебе.
Предлагаю стать синей и зелёной командой соответственно.
Игра "Да – нет"
Цель: активизировать внимание родителей.
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю…
Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь мне? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
«Разминка для ума»
Командам будут задаваться вопросы, необходимо правильно ответить на них. Если команда затрудняется, на помощь приходит группа поддержки.
Вопросы 1 команде:
1. Назовите детеныша лошади? (жеребенок)
2. Сколько звуков в слове пух? (3 звука)
3. Чего больше – крыльев или птиц? (крыльев)
4. Исправьте предложение. Бабушка младше мамы.
5. Назовите кто лишний и почему? (сова, голубь, медведь, синица)
6. Сколько слогов в слове бель-ча-та?
7. Варенье из клюквы - какое? (клюквенное)
8. Назовите второй звук в слове паук? (а)
Вопросы 2 команде:
1. Назовите детеныша коровы? (теленок)
2. Сколько звуков в слове кит? (3 звука)
3. Чего больше в лесу — деревьев или листьев?
4. Исправьте предложение: папа старше дедушки.
5. Назовите кто лишний и почему? (стол, диван, автобус, кровать)
6. Сколько слогов в слове кош-ка?
7. Варенье из черники - какое? (черничное)
8. Назовите второй звук в слове ночь? (о)
(слайд 2) Фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи.
(слайд 3) У детей, испытывающих трудности фонематического восприятия, страдает понимание речи, так как они не могут различать близкие по звучанию звуки, и слова с этими звуками для них звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).
У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.
В норме на 5 - 6 году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Сейчас мы поближе познакомимся с этими звуками. Отгадайте загадки:
Я гномик синий,
Звук очень сильный,
Серьёзный и грозный.
Отгадали, кто я? (твёрдый согласный)
Я гномик зелёный,
Звук очень весёлый.
Я добрый и классный.
Отгадали, кто я? (мягкий согласный)
А я гномик красный,
Ну очень прекрасный.
Я тянусь и поюсь,
И преграды не боюсь. (гласный) (слайд 4)
Условные обозначения звуков:
Гласный звук (красный квадрат)
Согласный твёрдый звук (синий квадрат)
Согласный мягкий звук (зеленый квадрат)
Послушайте стихотворение про звуки:
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ну что же, теперь перейдём непосредственно к игре.
1. Задание «Звукознание». (слайд 5)
Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. Отвечает та команда, капитан которой быстрее поднимет флажок. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Если команда ответит неправильно, ход переходит другой команде.
(слайды 6, 7, 8, 9)
1. Какие бывают звуки?
А) гласные и несогласные
Б) гласные и согласные
В) согласные и несогласные
2. Из чего состоят слоги?
А) из букв
Б) из звуков
В) из слогов
3. Из чего состоят слова?
А) из столбов
Б) из слогов
В) из букв
4. Чем отличаются звуки от букв?
А) не отличаются ничем
Б) буквы мы слышим, а звуки пишем
В) звуки мы слышим, а буквы пишем
5. Задание «Собери слово» (слайд 10).
У вас на столе конверт. Внутри карточки со слогами. Вы должны за 1 минуту собрать 3 слова из данных слогов. Отвечает тот, кто справится быстро и правильно.
Ответы: 1 команда: дерево, панама, воробей. 2 команда: пироги, малина, бегемот.
6. Задание «Придумай 3 слова» (слайд 11).
а) придумайте 3 слова со звуком [О] в конце слова.
б) придумайте 3 слова со звуком [К] в начале слова.
в) придумайте 3 слова со звуком [Ч] в середине слова.
г) придумайте 3 слова со звуком [Ы] в конце слова.
7. Задание «Исправь ошибку» (слайд 12)
Вы должны отгадать загадку и правильно составить звуковой анализ неправильной схемы. (слайды 13 - 18)
Сижу верхом,
Не ведаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу (шапка)
Четыре братца
Под одним шатром стоят (стол)
Два брюшка,
Четыре ушка (подушка)
Весь мир одевает,
Сама нагишом (игла)
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу (книга)
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт (лимон)
8. Задание «Составь слово» (слайд 19)
В этом задании вы должны составить как можно больше коротких слов из слова «Одуванчик». Выигрывает та команда, которая составит как можно больше слов. Повторяться нельзя.
9. Задание «Подбери слово к схеме» (слайды 20 - 24)
Посмотрите на слайд. Здесь вам предлагается готовая схема звукового анализа. Вы должны придумать своё слово к этой схеме. Кто ответит быстрее, тому и достается фишка.
Это было последнее задание. Посчитайте количество фишек. (подсчёт фишек и определение победившей команды).
На этом наш брейн-ринг подошёл к концу. Было очень приятно и легко с вами работать. Надеюсь, это не последняя наша встреча. А на память о мероприятии я хочу подарить вам памятки, которые помогу вам в дальнейшем работать со звуками легко и просто.
До новых встреч!