Получи документы

Применение элементов техники «Боди перкуссия» для развития музыкальных способностей дошкольников

Мария Юрлова
Применение элементов техники «Боди перкуссия» для развития музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста является одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Публикация «Применение элементов техники „Боди перкуссия“ для развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах

Проблема музыкальности и музыкальных способностей занимает одно из центральных мест в современной музыкально-педагогической литературе. Эти исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры следует начинать в дошкольном возрасте.

Поэтому я считаю, что задача раннего выявления и развития музыкальных способностей приобретает особую значимость и актуальность как для специального, так и для общего музыкального образования и воспитания.

Бодиперкуссия (или перкуссия тела) – это музыкальное направление с элементами танца, в котором в качестве музыкального инструмента используется человеческое тело. Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Благодаря своей доступности это направление широко используется в музыкальном искусстве

Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления.

Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты – это гениально и очень подходит ребенку.

Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры бодиперкуссии мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Детям нравится заниматься бодиперкуссией – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы.

Исходя из вышесказанного, я решила провести педагогический проект по развитию музыкальных способностей детей при помощи бодиперкуссии.

В своем педагогическом проекте я выбрала новый подход к развитию музыкальных способностей детей, суть которого выражается во внедрении бодиперкуссии в различные виды музыкальной деятельности на музыкальных занятиях.

Вид проекта: творческий, коммуникационный

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2023 – май 2023)

Участники проекта: дети 5-7 лет, педагоги, родители.

Цель проекта:

Развитие музыкальных способностей детей при помощи бодиперкуссии

Задачи:

Обучать основным приемам техники «бодиперкуссия»

Применять приемы бодиперкуссии в различных видах музыкальной деятельности

Закреплять умение использовать бодиперкуссию в различных видах музыкальной деятельности

Способствовать проявлению самостоятельности, фантазии и творческой инициативы детей

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

Обогащение, уточнение и активизация речи

Развитие связной речи

«Социально-коммуникативное развитие»

Обогащение, уточнение и активизация речи

Развитие связной речи

Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде

«Физическое развитие»

Развитие координации речи с движением

Развитие мелкой моторики рук

«Познавательное развитие»

Расширение кругозора детей

Знакомство детей с различными «звучащими жестами», применение их в игровой и музыкальной деятельности

Здоровьесберегающие технологии.

Телесная перкуссия действует в трех областях:

на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;

в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Этапы проекта

Подготовительный: изучение литературы, отбор и систематизация материала, подбор музыкально-дидактических игр и пособий по теме Бодиперкуссия

Практический: постепенное внедрение элементов техники Бодиперкуссия в процесс музыкального воспитания дошкольников и на занятиях кружка «Наш веселый оркестр»

Заключительный: показ музыкального номера с применением техники Бодиперкуссия на отчетном концерте кружка «Наш весёлый оркестр» у старшей группы и на выпускном балу у подготовительной группы.

Подготовительный этап:

(сентябрь-октябрь 2023)

Основная особенность музыкально-дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей в воспитательно-образовательном значении музыкально-дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Музыкально-дидактические игры помогают развивать слуховое восприятие, чувство ритма, музыкальную память и координацию движений. Музыкальные игры также способствуют развитию воображения, эмоциональной сферы и общей культуры ребенка. Они помогают детям освоить различные музыкальные инструменты, учат музыкальной терминологии и формируют музыкальный вкус. Разнообразные музыкальные игры, песни, танцы используются в музыкальных занятиях, чтобы создать положительную атмосферу и стимулировать интерес детей к музыке.

Моя задача как педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игр, которые позволили бы развивать разные музыкальные способности детей, а также развивали бы умение работать в команде, сообща, так как упражнения в технике Бодиперкуссия смотрятся интереснее и эффектнее, чем больше людей одновременно их исполняют.

Несомненно, музыкально-дидактические игры являются мощнейшим средством для развития музыкальных способностей у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для исполнения родителям в домашних условиях. Их проведение не требует больших знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию, и требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, развивают внимание, находчивость.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным стимулом для желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Практический этап:

(ноябрь 2023 – апрель 2024)

Главным условием успешного развития музыкальных способностей дошкольников является системный принцип «от простого к сложному»

В технике Бодиперкуссия используются так называемые «звучащие» жесты. Основными такими жестами являются:

хлопки в ладоши (звонкие – всей ладонью, глухие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и т. д.)

шлепки (по коленям, по груди, по бокам и т. д.)

притопы (всей стопой, пяткой, носком)

щелчки (пальцами в воздухе, по щекам и т. д.)

На начальном этапе обучения технике Бодиперкуссия мы с детьми уделяем внимание отработке каждого жеста в отдельности. Для этого подойдет музыкальное сопровождение, в котором ритмический рисунок будет очень четким и понятным детям. Это может быть любая маршевая музыка. Впоследствии мы переходим к комбинациям жестов, начиная с двух разных жестов. Для наглядности я подготовила пособие-тренажер, с помощью которого можно составлять различные комбинации звучащих жестов и озвучивать их. (приложение 1). Кроме того, можно озвучивать жесты с помощью голоса, например «просчитывать» их (раз, два, три, четыре).

Также мы подключаем звучащие жесты при исполнении песен. Это развивает умение держать ритм при исполнении песен, а также способствует раскрепощению детей.

Примеры игр с использованием техники Бодиперкуссия для детей старшего дошкольного возраста:

1. Игра «Осенняя сказка»

Тихо бродит по дорожке

Осень в золотой одежке. (Поглаживания кистей рук)

Где листочком зашуршит, (Потирание ладоней)

Где дождинкой зазвенит. (Щелчки пальцами в воздухе)

Раздается громкий стук:

Это дятел – тук, да тук! (Притопы всей стопой)

Дятел делает дупло –

Белке будет там тепло. (Притопы носком)

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям пошумел, (Потирание ладоней)

Громче завывает,

Тучки собирает. (Притопы пяткой)

Дождик – динь, дождик – дон!

Капель бойкий перезвон. (Щелчки пальцами в воздухе)

Все звенит, стучит, поет –

Осень яркая идет! (Все жесты вместе, каждый выбирает своё)

2. Телесно-речевой канон «Прыгалка-считалка»

Мальчики, как зайчики, (удары одновременно 2 руками по груди)

Девочки, как белочки,

Прыгают и скачут, (чередование «хлопок, удар по коленям»)

Упадут, не плачут.

За окошком не сиди, (притопы)

Вы –хо–ди! (3 скользящих хлопка)

3. Телесно-речевой канон «Шла весёлая собака»

Шла весёлая собака (притопы)

Чики-Брики-Гав! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)

А за ней шагали гуси, (притопы)

Головы задрав. (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)

А за ними – поросёнок (притопы)

Чики-Брики-Хрю! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)

Ну-ка, ну-ка, повторите, (притопы)

Что я говорю? (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)

4. Цигали-Бугали-Ца

Цигали – шлепок двумя ладонями по груди

Бугали – шлепок двумя ладонями по коленям

Ца – звонкий хлопок в ладоши

Цигали-цигали-ца

Бугали-бугали-ца

Цигали-цигали

Бугали-бугали

Цигали-бугали-ца

1. Вариант – все вместе повторяют за педагогом, либо самостоятельно

2. Вариант – делимся на 2 команды. 1 и 3 строчку исполняет 1 команда, 2 и 4 строчку – 2 команда. Последнюю исполняют обе команды.

Заключительный этап

(май 2024)

В заключительном этапе я планирую провести следующие мероприятия:

1. Отчетный концерт кружка «Наш веселый оркестр», в котором занимаются воспитанники старшей группы. Помимо исполнения номеров с использованием музыкальных инструментов, будут также представлен номер с использованием техники Бодиперкуссия

2. Выпускной бал у подготовительной группы, в ходе которого также будет представлен номер с использованием техники Бодиперкуссия.

Главным условием определения эффективности использования техники Бодиперкуссия будет четкое и ритмичное исполнение номера большинством детей.

Заключение

Для успешного развития музыкальных способностей детей мной была внедрена техника Бодиперкуссия. В процессе использования приемов этой техники уже становятся заметными успехи детей в различных видах музыкальной деятельности. Исполнение песен и танцев становится более ритмичным, а при игре на музыкальных инструментах все больше детей показывают умение сыграть на них определенные ритмические рисунки. Я планирую продолжать использовать эту технику в течение всего учебного года и помогать детям развивать их музыкальные способности.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4-5 лет «Чудо паровоз» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольниковПрименение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Выполнила: воспитатель Тогучинского детского сада №1 Озерова Л. А. «Без игры.

Применение новых технологий в развитии у старших дошкольников способностей к моделированию и техническому творчествуПрименение новых технологий в развитии у старших дошкольников способностей к моделированию и техническому творчеству Новые технологии все больше внедряются в систему дошкольного образования. В наш бурный век познавательное развитие ребенка в корне меняется.

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗПрименение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение элементов техники «Боди перкуссия» для развития музыкальных способностей дошкольников
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 20:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение элементов техники «Боди перкуссия» для развития музыкальных способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Юрлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД