Мария Юрлова
Применение элементов техники «Боди перкуссия» для развития музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста является одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.
Публикация «Применение элементов техники „Боди перкуссия“ для развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах
Проблема музыкальности и музыкальных способностей занимает одно из центральных мест в современной музыкально-педагогической литературе. Эти исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры следует начинать в дошкольном возрасте.
Поэтому я считаю, что задача раннего выявления и развития музыкальных способностей приобретает особую значимость и актуальность как для специального, так и для общего музыкального образования и воспитания.
Бодиперкуссия (или перкуссия тела) – это музыкальное направление с элементами танца, в котором в качестве музыкального инструмента используется человеческое тело. Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Благодаря своей доступности это направление широко используется в музыкальном искусстве
Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления.
Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты – это гениально и очень подходит ребенку.
Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры бодиперкуссии мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Детям нравится заниматься бодиперкуссией – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы.
Исходя из вышесказанного, я решила провести педагогический проект по развитию музыкальных способностей детей при помощи бодиперкуссии.
В своем педагогическом проекте я выбрала новый подход к развитию музыкальных способностей детей, суть которого выражается во внедрении бодиперкуссии в различные виды музыкальной деятельности на музыкальных занятиях.
Вид проекта: творческий, коммуникационный
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2023 – май 2023)
Участники проекта: дети 5-7 лет, педагоги, родители.
Цель проекта:
Развитие музыкальных способностей детей при помощи бодиперкуссии
Задачи:
Обучать основным приемам техники «бодиперкуссия»
Применять приемы бодиперкуссии в различных видах музыкальной деятельности
Закреплять умение использовать бодиперкуссию в различных видах музыкальной деятельности
Способствовать проявлению самостоятельности, фантазии и творческой инициативы детей
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
Обогащение, уточнение и активизация речи
Развитие связной речи
«Социально-коммуникативное развитие»
Обогащение, уточнение и активизация речи
Развитие связной речи
Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде
«Физическое развитие»
Развитие координации речи с движением
Развитие мелкой моторики рук
«Познавательное развитие»
Расширение кругозора детей
Знакомство детей с различными «звучащими жестами», применение их в игровой и музыкальной деятельности
Здоровьесберегающие технологии.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Этапы проекта
Подготовительный: изучение литературы, отбор и систематизация материала, подбор музыкально-дидактических игр и пособий по теме Бодиперкуссия
Практический: постепенное внедрение элементов техники Бодиперкуссия в процесс музыкального воспитания дошкольников и на занятиях кружка «Наш веселый оркестр»
Заключительный: показ музыкального номера с применением техники Бодиперкуссия на отчетном концерте кружка «Наш весёлый оркестр» у старшей группы и на выпускном балу у подготовительной группы.
Подготовительный этап:
(сентябрь-октябрь 2023)
Основная особенность музыкально-дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей в воспитательно-образовательном значении музыкально-дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Музыкально-дидактические игры помогают развивать слуховое восприятие, чувство ритма, музыкальную память и координацию движений. Музыкальные игры также способствуют развитию воображения, эмоциональной сферы и общей культуры ребенка. Они помогают детям освоить различные музыкальные инструменты, учат музыкальной терминологии и формируют музыкальный вкус. Разнообразные музыкальные игры, песни, танцы используются в музыкальных занятиях, чтобы создать положительную атмосферу и стимулировать интерес детей к музыке.
Моя задача как педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игр, которые позволили бы развивать разные музыкальные способности детей, а также развивали бы умение работать в команде, сообща, так как упражнения в технике Бодиперкуссия смотрятся интереснее и эффектнее, чем больше людей одновременно их исполняют.
Несомненно, музыкально-дидактические игры являются мощнейшим средством для развития музыкальных способностей у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для исполнения родителям в домашних условиях. Их проведение не требует больших знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию, и требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, развивают внимание, находчивость.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным стимулом для желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Практический этап:
(ноябрь 2023 – апрель 2024)
Главным условием успешного развития музыкальных способностей дошкольников является системный принцип «от простого к сложному»
В технике Бодиперкуссия используются так называемые «звучащие» жесты. Основными такими жестами являются:
хлопки в ладоши (звонкие – всей ладонью, глухие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и т. д.)
шлепки (по коленям, по груди, по бокам и т. д.)
притопы (всей стопой, пяткой, носком)
щелчки (пальцами в воздухе, по щекам и т. д.)
На начальном этапе обучения технике Бодиперкуссия мы с детьми уделяем внимание отработке каждого жеста в отдельности. Для этого подойдет музыкальное сопровождение, в котором ритмический рисунок будет очень четким и понятным детям. Это может быть любая маршевая музыка. Впоследствии мы переходим к комбинациям жестов, начиная с двух разных жестов. Для наглядности я подготовила пособие-тренажер, с помощью которого можно составлять различные комбинации звучащих жестов и озвучивать их. (приложение 1). Кроме того, можно озвучивать жесты с помощью голоса, например «просчитывать» их (раз, два, три, четыре).
Также мы подключаем звучащие жесты при исполнении песен. Это развивает умение держать ритм при исполнении песен, а также способствует раскрепощению детей.
Примеры игр с использованием техники Бодиперкуссия для детей старшего дошкольного возраста:
1. Игра «Осенняя сказка»
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке. (Поглаживания кистей рук)
Где листочком зашуршит, (Потирание ладоней)
Где дождинкой зазвенит. (Щелчки пальцами в воздухе)
Раздается громкий стук:
Это дятел – тук, да тук! (Притопы всей стопой)
Дятел делает дупло –
Белке будет там тепло. (Притопы носком)
Ветерок вдруг налетел,
По деревьям пошумел, (Потирание ладоней)
Громче завывает,
Тучки собирает. (Притопы пяткой)
Дождик – динь, дождик – дон!
Капель бойкий перезвон. (Щелчки пальцами в воздухе)
Все звенит, стучит, поет –
Осень яркая идет! (Все жесты вместе, каждый выбирает своё)
2. Телесно-речевой канон «Прыгалка-считалка»
Мальчики, как зайчики, (удары одновременно 2 руками по груди)
Девочки, как белочки,
Прыгают и скачут, (чередование «хлопок, удар по коленям»)
Упадут, не плачут.
За окошком не сиди, (притопы)
Вы –хо–ди! (3 скользящих хлопка)
3. Телесно-речевой канон «Шла весёлая собака»
Шла весёлая собака (притопы)
Чики-Брики-Гав! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ней шагали гуси, (притопы)
Головы задрав. (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ними – поросёнок (притопы)
Чики-Брики-Хрю! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
Ну-ка, ну-ка, повторите, (притопы)
Что я говорю? (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
4. Цигали-Бугали-Ца
Цигали – шлепок двумя ладонями по груди
Бугали – шлепок двумя ладонями по коленям
Ца – звонкий хлопок в ладоши
Цигали-цигали-ца
Бугали-бугали-ца
Цигали-цигали
Бугали-бугали
Цигали-бугали-ца
1. Вариант – все вместе повторяют за педагогом, либо самостоятельно
2. Вариант – делимся на 2 команды. 1 и 3 строчку исполняет 1 команда, 2 и 4 строчку – 2 команда. Последнюю исполняют обе команды.
Заключительный этап
(май 2024)
В заключительном этапе я планирую провести следующие мероприятия:
1. Отчетный концерт кружка «Наш веселый оркестр», в котором занимаются воспитанники старшей группы. Помимо исполнения номеров с использованием музыкальных инструментов, будут также представлен номер с использованием техники Бодиперкуссия
2. Выпускной бал у подготовительной группы, в ходе которого также будет представлен номер с использованием техники Бодиперкуссия.
Главным условием определения эффективности использования техники Бодиперкуссия будет четкое и ритмичное исполнение номера большинством детей.
Заключение
Для успешного развития музыкальных способностей детей мной была внедрена техника Бодиперкуссия. В процессе использования приемов этой техники уже становятся заметными успехи детей в различных видах музыкальной деятельности. Исполнение песен и танцев становится более ритмичным, а при игре на музыкальных инструментах все больше детей показывают умение сыграть на них определенные ритмические рисунки. Я планирую продолжать использовать эту технику в течение всего учебного года и помогать детям развивать их музыкальные способности.