Ольга Андреева
Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
(обмен опытом)
Воспитатель
(9 тарифный разряд)
МБДОУ «Ясли-сад № 402 г. Донецка»
Андреева Ольга Петровна
Ребёнок воспитывается разными случайностями его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Публикация «Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Выполняя социальный заказ, дошкольные учреждения, воспитывают человека ХХI века всесторонне и гармоничного развитого, который обладает ключевыми компетенциями. Главная, на мой взгляд, является коммуникативная компетенция.
Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного возраста. Коммуникативные умения обеспечивают необходимую социально-психологическую адаптацию ребёнка в окружающем – его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать своё поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребёнка.
За время моей педагогической деятельности в дошкольном учреждении я пришла к выводу, что особое значение развитие коммуникативных способностей имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как их освоение обеспечивает ребёнку полноценное включение в общество, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Именно эта потребность стимулирует ребёнка к общению, к овладению коммуникативными навыками и дальнейшее их совершенствование. Так же важно развивать в группе игровой опыт детей с ОВЗ, расширяя репертуар их игровых действий.
Игра побуждает интерес к творчеству, общению с другими детьми, воспитывает доброе отношение детей друг к другу, доверие к окружающему миру, способствует охране нервно-психического здоровья воспитанников с ОВЗ.
Развитие коммуникативных способностей у воспитанников я осуществляю с учетом возрастных, психологических и индивидуальных способностей этих детей, при этом соблюдая следующие правила:
- принимать все предложения, решения детей, поддерживать любую инициативу;
- показывать детям образцы речевого общения;
- помнить о том, что у детей с ОВЗ больше развита пассивная речь, стараться расширять их активный словарный запас;
- обеспечивать атмосферу доброжелательности, спокойствия, внимания к ребёнку, поддерживать его;
- создавать проблемные ситуации, которые активизируют интеллектуальное, эмоциональное, речевое и коммуникативное развитие детей;
- расширять сенсорные возможности детей, обеспечивая им возможности всех органов чувств в познании окружающей действительности;
- уважать неповторимость каждого ребёнка, поддерживать его в достижении поставленных целей.
В игровой деятельности, способствующей развитию коммуникативных способностей у детей с ОВЗ, использую такие игры, как
• Игры-забавы («Золушка», «Колечко», «Краски», «Картошка» и др.) Игры-забавы побуждают детей к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения со взрослыми и сверстниками.
• Игры-инсценировки («Зайка», «Мишка», «Ежик», «Лягушка» и др.) учатся согласовывать свои действия при постановке развивают эмоциональную сферу ребенка, формируют доверительные отношения между детьми, активизируют внимание.
• Игры-соревнования («Кто самый меткий?», «Кто самый быстрый?», «Кто быстрее к флажку?» и др.)
• Дидактические игры («Скажи наоборот», «Какой, какая, какие?» и др.) учу детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установлению контакта со сверстниками.
• Творческие игры («Волшебная ниточка», «Неоконченный рисунок» и др.) Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
• Сюжетно-ролевые игры («Мы готовимся к празднику», «Наш выходной день», «Поликлиника», «Дочка заболела», «Банк», «ГИБДД» и др.) Во время сюжетно-ролевых игр побуждаю детей творчески воспроизводить в играх быт, совершенствую умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
• Игры-драматизации: в качестве сюжетов драматизаций я использую литературные произведения «Под грибом» В. Сутеева, «Жихарка», «Рукавичка» русские народные сказки и др., которые отражают коммуникативные ситуации и позволяют детям научиться распознавать состояния персонажей и выражать свои переживания. Выступая в роли «артистов», дети не только отражают действия и физические особенности героев, но и их состояния. Таким образом, дети осваивают вербальные и невербальные средства выражения эмоций (мимика, жесты, позы, движения, интонации).
• Игры-имитации («Ласковые травинки», «Котёнок» и др) В играх-имитациях я развиваю в детях толерантность, эмпатию, сплочение детей, накопление позитивных эмоций в процессе взаимодействия, удовлетворение потребности каждого в признании нужности, ценности и важности в глазах окружающих.
• Игры-хороводы («Каравай», «Колпачок» и др.) В хороводных играх развиваю умение согласовывать речь с движениями; воспитываю доброжелательное отношения друг к другу.
• Настольно-печатные игры («Мозаика», «Шашки», «Пазлы», «Домино» и др.) Настольно-печатные игры способствуют развитию дисциплинированности и способности завершать начатое; улучшение внимания, мыслительных процессов, воображения и речевых навыков; фиксирование приобретенных знаний и умений; формирование умения работать в команде, дружелюбности и способности к сотрудничеству.
• Пальчиковые игры по темам недели. С помощью пальчиковых игр с детьми я работаю над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе; над развитием познавательных процессов — мышления, памяти, внимания; над совершенствованием координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму.
Анализ собственного опыта и методических разработок Т. А. Андреенко, О. В. Алекиновой, Л. А. Мартыненко, Т. А. Ниловой, показывает, что развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ в игровой деятельности наиболее эффективно осуществляется средствами игр и упражнений, решающих следующие задачи:
- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать: воспитание доверительного отношения к другому ребёнку, обучение обращению за помощью к взрослому, выполнению поручений:
- игры и упражнения на развитие умения активно слушать: обучение вербальным и невербальным способам коммуникации; определению эмоциональных состояний у других и отражению его с помощью выразительных движений и речи; пониманию смысла сообщений;
- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию : развитие умения понимать друг друга, оценивать и учитывать личностные особенности других, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;
- игры и упражнения на развитие умения сообщать информацию : формирование навыков совместной коммуникативной деятельности, умения излагать свои мысли, устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом.
Итак, коммуникативная деятельность, интегрируемая с другими видами детской деятельности, формируется в процессе совместной партнёрской деятельности педагога и ребёнка, для организации, которой используются педагогические технологии дошкольного развивающего образования.
Литература:
1. Андреева А. Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников// Психолог в детском саду, №3/2008. С. 29-42.
2. Букатов В. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. – М. : Чистые пруды. 2006. С. 32.
3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребё нком от года до шести лет: советы психолога. – М. : АРКТИ, 2004. С. 160.
4. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников//сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. С. 223.
5. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. №1/2008. – М., 2008. С. 58-65.
6. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Котова Л. Н, Макеенко Е. П., Губанова Н. В., Бридько Г. Ф., Кобзарь О. В., Михайлюк С. И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
7. Трубайчук Т. Б. Компетентносная модель дошкольного образования : коллективная монография//Л. В. Трубайчук и др. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. С. 229.
8. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников//сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. С. 223.