Лилия Дружко
Биоэнергопластика в современной логопедии
▼ Скачать + Заказать документы
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. За последнее годы среди воспитанников в ДОУ увеличилось количество детей со стертой формой дизартрии, сложной дислалией, общим недоразвитием речи. Это подтверждается данными мониторинга речевого развития воспитанников нашего дошкольного учреждения.
Публикация «Биоэнергопластика в современной логопедии» размещена в разделах
Традиционная форма работы по коррекции речевых нарушений артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные, стандартные выполнения гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям.
Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению не способствуют эффективности коррекционной работы.
В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе, как учителя – логопеда, является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., с заиканием – Белякова Л. И., Рычкова Н. А., с дизартией – Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.).
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев.
Меня, как учителя – логопеда заинтересовало новое и интересное направление коррекционной работы – биоэнергопластика.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).
Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.
Работа в системе биоэнергопластики :
- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
- стимулирует интеллектуальную деятельность;
- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
- развивает артикуляционный аппарат;
- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
Для коррекционной работы учителя – логопеда с использованием биоэнергопластики, наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.
В специальной литературе недостаточно полно раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. На основе изученных методических разработок некоторых авторов, а также рекомендаций А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, А. Л. Сиротюк, мной разработан специальный комплекс движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. Так в жизни нашей группы появились герои перчаточного театра Жужа и Зуза. Вместе с новыми героями дети совершают увлекательные путешествия в «Страну правильных звуков». Итогом этих путешествий становится новая сказка, придуманная детьми и родителями. В конце учебного года в издательстве группы «Гусельки» «выходит в свет» новая книга сказок воспитанников «Путешествия Жужи и Зузы».
Я считаю, что биоэнергопластика должна стать неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.
В рамках реализации ФГОС ДО приоритетными становятся такие формы работы, которые позволяют решать задачи образовательной программы в специфических формах детской деятельности (игровой и совместной деятельности с детьми).
Коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики для детей с общим недоразвитием речи необходимо начинать с изучения и анализа особенностей состояния нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром педагогического процесса являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Разработанное мною планирование занятий с использованием артикуляционной гимнастики и метода биоэнергопластики апробировалось в течение двух лет на группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. Биоэнергопластику можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.
Планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ.
На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года провела подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования подобрала комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.
Во время диагностики наши дети показали ряд неврологических особенностей. Они были неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался ритм, темп, плавность, появлялись синкенезии.
Чем сложнее было задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движения пальчики, появлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей. С психологической точки зрения у детей отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.
Справиться с этими проблемами помогал комплекс игр и упражнений биоэнергопластики, выполняемый детьми в первую половину дня и после дневного сна (как часть утренней и вечерней коррегирующей гимнастики).
На втором (подготовительном) этапе мною проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнок знакомится с органами артикуляции, выполняет упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается. Разнообразная наглядность (лягушки-квакушки, упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке, музыкальный фон, ласковое отношение к ребенку, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулировали к новым успехам.
На третьем (подготовительном) этапе артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнок знакомится с персонажами перчаточного театра Жужей и Зузей, используются сказки о приключениях Жужи и Зузы.
Учитель – логопед (воспитатель) сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
На четвёртом (основном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед (воспитатель) вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.
На пятом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.
На шестом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук.
На седьмом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Такую пальцево – речевую гимнастику воспитанники группы выполняют весь учебный год. Учитель – логопед и воспитатели следят за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, стихотворные строки. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, становится возможным убрать зрительную опору – зеркало.
Основные условия проведения таких занятий:
- внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук;
- четкое выполнение каждого движения;
- небрежность недопустима;
- упражнений выполнять многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога);
- использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики.
На логопедических занятиях необходимо создавать различные игровые ситуации, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.
В дальнейшем речевой и практический материал усложняется. Воспитанники становятся актёрами “Теневого театра пальчиков и языка”. Занятия можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух детей. С помощью теневого театра рассказываются разные истории – путешествия Жужи и Зузы, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, а один или двое детей выполняют движения руками и языком.
Родители воспитанников группы являются активными участниками образовательного процесса: создают совместно с детьми персонажей перчаточного театра, готовят декорации для представлений, участвуют в них (Кружок «Театральная мастерская»). Изготовление в домашних условиях авторских перчаточных героев является мощным стимулятором закрепления полученных речевых навыков в совместной продуктивной и игровой деятельности ребенка и родителей. Дети и родители с удовольствием придумывают героев и истории – приключения о них.
Данное направление работы способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Мной был проведен сравнительный анализ динамики развития детей с речевой патологией, за два года работы по данному направлению, подтверждающий эффективность использования технологии игр и упражнений по биоэнергопластики. (Приложение 1). Так же отслеживалась динамика развития психических процессов у детей с речевыми нарушениями под влиянием коррекционно – развивающих занятий (Приложение 2).
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата. Отмечается повышение концентрации зрительного и слухового внимания, сформированность пространственной ориентировки, точность выполнения движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Таким образом, проведенная работа доказывает эффективность, целесообразность применения биоэнергопластики в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, а также на логопедических пунктах в ДОУ.