Зарина Темирова
Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в со- временной логопедии с детьми дошкольного возраста с речевыми на- рушениями и их коррекция в комплексном подходе. Особое внимание уделено системному подходу в работе с детьми-логопатами и особенностям организации педагогического процесса.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: децелерация, комплексный, системный подход, коррекционно-развивающая среда, личность учителя-логопеда, трудности обучения в школе, дети-логопаты.
Несомненно, система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. Очень часто в детском возрасте встречаются патологии, связанные с нарушениями речи. Диагностико-корекционный отдел является структурным подразделением государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В последнее время в специальной литературе все чаще можно встретить информацию с нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе – децелерация. Причины этого явления не единичны: массовая алкоголизация; неврозы родителей; неблагополучный семейный микроклимат; сокращение дошкольных учреждений; отсутствие узких специалистов в системе дошкольного образования; загруженность родителей; перенасыщенность воздействия на не устойчивую психику детей средствами массовой телекоммуникации. И это одни из многочисленных оснований вызывающие необходимость привлечения узких специалистов: логопедов, дефектологов, психологов для осуществления комплексного подхода к детям-логопатам в области дошкольного образования, где фундаментом коррекции должно быть медикаментозное лечение. Речевые нарушения приобретают все более тяжелые формы дефектов, сочетающиеся с задержкой психического развития резедуально-органического и социального генеза. Необходимо отметить, что на сегодняшний день речевая патология становится все сложнее. Дети начинают говорить позже, чем их сверстники 10-15 лет назад. Количество детей с речевыми дефектами постоянно растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении таких сторон речи как фонетико-фонетическая, лексико-грамматическая, связная речь. Патологии носят системный характер. Таким детям необходим комплексный подход. Родители в таких случаях, чаще всего, даже не придают нужного значения сложившейся ситуации, считают, что «перед школой все само собой пройдет». Далее в процессе обучения у таких первоклассников появляются значительные трудности в освоении образовательной программы. Следует еще раз подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Так как нарушения речи различны по выраженности, симптоматике, структуре и становятся важнейшей причиной неподготовленности детей к обучению в школе родному языку. Так как у таких детей нарушено фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, слабо развиты графомоторные навыки, беден словарный запас все это значительно затрудняет обучение в школе. Патологии в речевом воспитании носят разнообразный характер и по различному отражаются на общем развитии ребенка и его познавательной деятельности, тем не менее, отставание в учебе неизбежно, если ребенку во- время не оказать логопедическую помощь. Ненужно забывать, что дошкольное образование является основным этапом развития ребенка. Тем временем в нашей стране сформировалась совсем иная педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в до- школьных образовательных учреждениях, особенно в логопедических группах, – одна из актуальных задач современной педагогики. Таким образом, следует заметить, что для достижения поставленных целей учителю-логопеду, нужно уметь очень много. Логопед должен обладать множеством или даже системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний и умений, которые формируют правильное представление о структуре дефекта, аномалии развития. Знать о методах психолого-педагогического воздействия и способы коррегирования, предупреждения, преодоления речевого нарушения, однако, этого не совсем достаточно, основным преимуществом для достижения результативности в работе – это творческий подход, активная, инициативная позиция. Важнейшее значение для эффективности работы по обучению, развитию и коррекции нарушения речи детей имеет личность логопеда, который должен обладать следующими качествами: коммуникабельностью, терпением, самообладанием, скромностью, справедливостью, выдержкой, самокритичностью, наблюдательностью, ответственностью и т. д. Логопед не только дает ребенку возможность свободного общения, он – проводник маленького человека в разнообразный мир человеческих взаимоотношений. Но среди групп диагностико-коррекционного отдела цпмсс мало детей, имеющих лишь речевые нарушения. Помимо этих отклонений встречаются дети с умственной отсталостью, с задержкой психического развития. Очень важно, чтобы коррекционная работа учителя-логопеда осуществлялась в тесном контакте со специалистами: дефектологом, психологом, воспитателями, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем и воспитателем по изобразительной деятельности. Ведущий педагог в. а. сластенина предлагает следующие принципы: единство диагностики и коррекции. Эта информация нужна педагогу для того, чтобы не навредить, выявить допустимые индивидуальные и функциональные возможности ребнка, найти и проконтролировать возможный путь коррекции и развития. Принцип дифференциации и индивидуализации. Опираясь на данную информацию формируются подгруппы по сходным дефектам и возрасту. Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счт компенсаторных функций, т. е. Сохранных функций и формирование «обходных путей». Принцип учта возрастных особенностей. Ребнок с аномалиями в развитии овладевает все теме же стадиями развития, что и здоровый, но только этот процесс протекает более медленнее. Он является закономерным для всех детей, отличие состоит в том, что у ребнка с отклонениями в развитии периоды ускорения (сенситивные периоды) наступают в среднем на 2-3 года позднее. Принцип адекватности педагогических воздействий. Этот принцип подразумевает под собой осуществление одной из основных закономерностей учебно-педагогического процесса. Решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических примов, которые должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребнка. Принцип оптимальности педагогических воздействий означает разумное дозированные нагрузки, рациональную стимуляцию адаптационных процессов. Принцип вариативности педагогических воздействий. Это безграничное разнообразие способов регулирования эмоционального состояния, воздействия на зрительные, тактильные, слуховые анализаторы, речь, общую, мелкую моторику ребенка. Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в целостности коррекционной работы с ребнком и его окружением, прежде всего с родителями. Так как огромную роль в становлении личности ребнка играет семья. Таким образом, коррекционно-развивающая работа является одной из важнейших ступенью образования в системе психолого-педагогической помощи детям с разнообразными аномалиями физического и психического раз- вития. Коррекция нарушений и социальная адаптация детей предполагает продолжительную совместную работу специалистов различного профиля. Еще К. Д. Ушинский говорил, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными.