Светлана Захарова
Бинарное занятие «В гостях у сказки А. С. Пушкина». Художественное-эстетическое развитие (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
[
Бинарное занятие по художественно- эстетическому развитию (музыкальное занятие и аппликация)
Подготовили и провели: Муз. руководитель: Проскурнина Ольга Ивановна
Воспитатель: Захарова Светлана Евгеньевна
Педагогическая цель
Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию, и живопись.
Мат-лы и оборудование : музыкальное занятие: презентация по произведениям А. С. Пушкина, муз. композиции, проектор, ноутбук;
Публикация «Бинарное занятие „В гостях у сказки А, С, Пушкина“, Художественное-эстетическое развитие (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Аппликация: ватман с изображением острова Буяна, образцы техники симметричного вырезывания (дома, замки, листы картона для каждого ребенка с нарисованным контуром замка, ножницы, клей.
Ход занятия:
Муз. рук: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на нашем занятии. Сегодня у нас будет не обычное занятие, а сказочное.
Она нам расскажет про чудо, волшебство,
В ней шагают рядом добро и зло,
Живут здесь вместе зависть и ласка,
Со многим интересным нас познакомит (сказка).
Ребята, а вы любите сказки? А что такое сказка? Это – интересные с волшебными чудесами приключения с добрыми, весёлыми, а иногда и злыми, страшными героями. Невозможно представить себе детство без волшебной сказки. Да и какой взрослый не улыбнется при встрече с ней? Увлекательные и поэтичные, серьезные и смешные - сказки не только воспитывают, развлекая, но и радуют душу. Сказки учат вечным истинам жизни – любви и справедливости, смелости.
Предлагаю вам отправиться в одну интересную сказку.
Но попасть туда не просто
Как герои разных сказок по дорожке мы пойдем,
и тогда, друзья мы с вами
Точно в сказку попадем.
Дети идут под музыку по залу (как гномы, великаны, снежные хлопья).
Звучит музыка «В гостях у сказки», дети садятся на стульчики
Муз. рук.
Вот мы в сказке очутились,
что здесь за сказки проявились?
Ребята, посмотрите на экран, вам знакомы эти сказки? Если да, назовите их.
Дети: Да «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом петушке»
Педагог: А кто является автором этих сказок?
Дети: А. С. Пушкин.
Педагог: Молодцы ребята, правильно. А. С. Пушкина по праву считается лучшим русским сказочником. А как называют людей, которые сочиняют сказки, пишут стихи.
Дети: поэты
Муз. рук:
А кто сочиняет музыку? А как вы думаете, композиторы могли любить сказки? Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если быть внимательными, можно услышать, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой, и какие там герои – злые, коварные, или, наоборот добрые и смелые.
Многие композиторы создавали музыкальные произведения на сюжеты сказок Пушкина. Среди них Н. А. Римский – Корсаков, русский композитор, которого в дальнейшем назвали музыкальный сказочник, потому что он написал много музыкальных произведений на сюжеты сказок А. С. Пушкина, и других писателей. Будучи морским офицером его привлекала тема моря. Сказка Пушкина Заинтересовала композитора и он решил написать Оперу «Сказка о царе Салтане».Итак, Н. А. Римский – Корсаков – опера «Сказка царе Салтане».Опера- это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют. Давайте вспомним, о чем же «Сказка о Царе Салтане»
Дети: О царе Салтане, о том, как его сын Гвидон жил на дивном острове.
Муз. рук: Опера необычная, сказочная, правдиво передаёт поэтические образы А. С Пушкина. Вспомните, какие чудеса происходят в этой сказке.
Дети: белка, 33 богатыря, царевна-лебедь
Муз. рук: Давайте вспомним самые яркие фрагментами оперы. Сейчас мы послушаем одну из музыкальных картин из оперы «Сказка о царе Салтане». Определите, какое чудо изобразил композитор этой музыкой? Слайд
Что такое? Не пойму, что происходит? Картинка есть, а музыка не звучит. Наверное произошел какой то сбой в программе. Ребята, как же нам быть? Как мы с вами может исправить этот сбой системы? Как мы сможем озвучить этот фрагмент фильма? Ответы детей
Напомните мне, кто написал произведение «Сказка о царе Салтане» ответ детей
А музыкальную оперу написал композитор Н. А. Римский-Корсаков, какое чудо вы видите на экране? Ответы детей
А если мы с вами попробуем, как настоящие звукорежиссеры озвучить этот фрагмент сказки? Вы думаете у нас получиться? Предлагаю попробовать.
Будут звучать три музыкальных фрагмента оперы Римского – Корсакова, вам нужно выбрать тот который подходит к теме «Белка»
Звучат музыкальные фрагменты, дети определяют музыкальную тему…
Слушание «Три чуда. Тема белки»
Муз. рук: Молодцы! А кто стихи пробелку прочтет?
Есть там белка, что при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
«Во саду ли, в огороде».
Муз. рук: А лежит в основе этого произведения русская народная песня «Во саду ли, в огороде». Какая эта музыка по характеру?
Дети: Легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т. д
Муз. рук: А сейчас посмотрим другой отрывок и определить, о каком чуде идет речь. дети смотрят отрывок мультфильма «33 богатыря»
Муз. рук: предлагаю работать по той же системе. Слушаем музыку Римского-Корсакова и определяем нужный музыкальный отрывок.
Дети слушают отрывок «33 богатыря».
Муз. рук: Узнали? («33 богатыря») Какие темы вы услышали в этом отрывке?
Дети: Тема моря и тема богатырей
Муз. рук: А как звучит тема богатырей?
Дети: Смело, громко, решительно, грозно, торжественно и т. д
Муз. рук: А какой характер музыки этого чуда? Песенный, танцевальный или маршевый?
Дети: маршевый
Муз. рук: Предлагаю вам с помощью движений изобразить грозных богатырей.
Пластическое интонирование – дети маршируют под музыку
Педагог: пришло время рассказать отрывок из сказки А. С. Пушкина «33 богатыря»
Дети читают стихотворение
«А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря».
(Слайд)
Муз. рук: Когда затихла "Буря", веселая фанфара возвестила о третьем чуде - подскажите каком?
Дети: Царевне- Лебеди.
Педагог: Обратимся к сказке А. С. Пушкина:
"За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит"
Муз. рук: Послушайте музыкальную тему "Царевны - Лебедь".
Слушание темы «Царевны-Лебедь»
какова музыка по характеру?
Дети: Нежная, красивая, ласковая.
Муз. рук: Мы можем сказать, что эта музыка маршевая? (НЕТ)Танцевальная? (НЕТ) Песенная (ДА)
А как вы думаете, почему композитор, описывая чудеса, использует разные характеры музыки? Для того что бы передать образы героев.
Муз. рук: Ребята, теперь, когда мы определили музыкальные темы «Три чуда» из сказки о царе Салтане, вспомнили стихи А. С. Пушкина, попробуем изобразить сказочных героев с помощью движений. Согласны?
Тогда выходите и сказочных героев изобразите.
Танцевальный этюд «Три чуда!» дети танцуют под музыку Римкого-Корсакова
Муз. рук: И так, я надеюсь, что мы все сделали правильно, самое время проверить, посмотрев фильм. Помогут нам волшебные слова…
Сказка, сказка – небылица,
Слышишь, музыка, как птица,
Ввысь взлетела, как стрела,
Волшебством и чудесами
Возвратится к нам она.
Просмотр фильма «Три чуда!»
Педагог: -Мы вспомнили 3 чуда, которые сотворила лебедь, но есть еще одно чудо, о котором говориться в сказке! Какое, как вы думаете?
- Я попрошу прочитать стихотворение и вы все сразу поймете. (рассказывает ребенок)
- про какое чудо нам рассказал….? (город на острове Буяне)
Педагог:-Вы услышали какую замечательную музыку сочинили композиторы для белочки, которая грызет орешки, для богатырей, которые выходят из вод, для лебеди, которая превращается в царевну! Вы слушали музыку и представляли героев сказки! Что же нам придумать такого, чтобы мы представили город на острове Буяне, чтобы мы увидели. Какой он могущественный,прекрасный, великий?
-Можно его изобразить на бумаге!
Педагог: Вы знаете, как называют людей, которые создают картинки, рисунки к сказкам? Их называют иллюстраторами. Сложное слово: иллюстратор? Давайте с вами повторим.
-Кто такой иллюстратор (это такой человек, который создает картинки к сказкам)
-Ребята, а эти картинки в книгах называют иллюстрациями, помните вы просите всегда их показывать, когда мы читаем книгу!
- Посмотрите, у меня есть картинка, иллюстрация,которая нарисована к сказке о царе Салтане.
- Что изображено?
-Чего на ней не хватает? (города)
-Хотите стать иллюстраторами и доделать до конца эту картину?
- Вы уже определили, что не хватает города, из чего состоит город?
- В старину ребята, вместо слова дом, говорили терем! Терем резной, расписной, и каждый из вас создаст свой терем. А в конце занятия у нас будет построен город на острове Буяне.
Педагог: - проходите за столы.
- Наша работа будет выполнена методом симметричного вырезывания, т. е мы сворачиваем лист бумаги, на сгибе рисуем половину предмета и вырезаем по контору. В результате мы получаем 2 одинаковые (симметричные) половинки одного предмета.
-- У каждого из вас лист картона, посмотрите, сначала вам нужно вырезать предмет по контору, который нарисован ручкой. Затем вырезать узоры по конторы, которые нарисованы карандашом. Посмотрим, что у вас получится.
Пальчиковая игра:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает
-Теперь ребята наносите на ваши терема клей, подходите ко мне будем строить город.
-Какое правило мы соблюдаем, когда работаем на листе бумаги?
(Почему один терем может закрывать другой). Чтобы показать объем на листе бумаги, нужно учитывать передний план и задний (дальний) план.
- Напомните мне. для чего мы создавали город на листе бумаги? (чтобы закончить иллюстрацию к сказке о царе Салтане)
- Почему вы решили закончить эту иллюстрацию? (что бы показать какой город великий, красивый)
- Получилось ли это у нас?
- Теперь у нас будет возможность не только услышать про город на острове Буяне, но и увидеть этот город!
-Вы сегодня все молодцы,. Все проявили себя, как настоящие иллюстраторы!
Муз. рук. : Мы с вами выяснили, что музыка и литература живут рядом и даже нужны одна другой. Слова воздействуют на ум, а музыка воздействует на чувства.
Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужна фантазия и воображение.
Таким образом, сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.
Музыка нам сможет рассказать обо всём на свете, надо только научиться
её слушать. (Сюрпризный момент: угощение)
Педагог: На этом наше занятие окончено, до свидания.