Ольга Артамонова
Работа с родителями по профилактике ДДТТ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Современная дорога – это объект повышенной опасности. Огромное количество жертв на дорогах вызывает все большую тревогу общества, поэтому растет понимание того, что ребенка следует как можно раньше учить грамотно, разумно и ответственно вести себя на улицах.
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий.
Публикация «Работа с родителями по профилактике ДДТТ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
По данным статистики Госавтоинспекции в течение первых шести месяцев этого года в нашей стране произошло 69 743 ДТП, в которых погибло 8 377 и ранено 91 230 человек, в том числе погибли 172 ребенка и получили ранения более 4 тысяч детей, находившихся в транспортных средствах в качестве пассажиров. За указанный период сотрудниками дорожно-патрульной службы выявлено 2809 нарушений Правил дорожного движения РФ детьми.
По Самарской области зарегистрировано 201 дорожно-транспортное происшествие с участием детей, в которых 2 несовершеннолетних погибли и 216 получили ранения. Самыми аварийными днями недели стали - пятница, суббота и воскресенье. Основная масса ДТП происходила в период с 17.00 до 18.00.
Также Госавтоинспекция отмечает, что с приходом теплого времени года число ДТП значительно увеличивается, а тяжесть их последствий возрастает. Это связано, прежде всего, с беспечностью водителей на дороге. В хорошую погоду водители меньше задумываются о безопасности дорожного движения, полагая, что в такое время аварий произойти не может. Однако именно в ясную сухую погоду по статистике чаще всего происходят ДТП.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что тяжелые последствия отмечаются больше всего в ситуациях, когда пассажиры не используют средства пассивной безопасности, такие как ремни безопасности, детские удерживающие устройства. Чаще всего в ДТП страдают самые маленькие пассажиры.
Какой вывод можно сделать? В настоящий момент, несмотря на усилия отдельных Министерств, ведомств и других организаций нет четко отлаженной системы работы, направленной на комплексное решение данного вопроса, отсутствует механизм (алгоритм) сохранения жизни человека, начиная с детского возраста.
Изучение данного вопроса показало, что работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна быть направлена на три категории участников образовательного и воспитательного процессов:
- Родители
- Педагоги
- Дети
Первый, наиболее важный этап построения алгоритма – это, конечно, родители. Ведь именно они делают первые шаги в большой мир малыша.
Родители играют определяющую роль как в воспитании у детей культуры дорожного движения, так и прямого их обеспечения безопасности на дорогах. Порой от нехватки времени, а порой просто из-за невнимательности, они становятся виновниками происшествий, связанных с детьми. Сколько раз в день мы видим маму, ждущую зеленого сигнала светофора, саму стоящую на тротуаре, расположив коляску на проезжей части или взрослых, бегущих с детьми среди транспортного потока? А ведь дети учатся жить, прежде всего, у своих родителей.
Тем самым приходим к тому, что «безопасность детей в наших руках», и прежде всего в руках их собственных родителей!
Цели и задачи
Цель:
Формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице города
Задачи:
- Расширить кругозор детей о правилах безопасного поведения на улице
- Воспитывать культуру поведения на дороге
- Научить детей ориентироваться по сигналам светофора
Формы и методы обучения детей
Обучая детей Правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы.
Таким образом, при обучении детей основам «дорожной грамоты» необходимо придерживается следующих правил: не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.
Сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.
В обучении детей правилам дорожного движения, используйте все доступные формы и методы обучения. И не надо считать какую-то форму основной, а какую-то второстепенной:
рассказ
игра,
викторина
рисование,
видеофильмы,
чтение книг,
практические и наглядные прогулки,
экскурсии.
Все это необходимо для воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Рекомендации для родителей
Рекомендация № 1
Дорогие родители, даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами!
Рекомендация № 2
В собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим, иногда приходиться слышать от детей моей группы в ходе беседы на тему безопасности: «А папа очень быстро ехал», «А мы ехали на машине и не пропустили тетю»(слайд №2)
Рекомендация № 3
Пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье.
Рекомендация № 4
Переходите дорогу только на разрешенный сигнал светофора!
Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «Не ходи на красный свет».
Рекомендация № 5
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными!
Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!
Помните, что вы становитесь участником дорожного движения не с проезжей части улиц, а с тротуара.
Рекомендация № 6
Отправляясь в детский сад с ребенком, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов, выходя из подъезда дома. Пройдите с ним весь путь и старайтесь показывать наиболее опасные участки на дороге.
Рекомендация № 7
Укажите на опасности, которые возникают при посадке в общественный транспорт и, особенно, при высадке из автобуса или троллейбуса.
Рекомендация № 8
Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!
Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно напоминайте ребенку:Прежде чем перейти дорогу-убедитесь в безопасности!
Рекомендация № 9
Объясните ребенку, что остановить автомобиль сразу - невозможно!
Научите детей тому, что переходить дорогу из - за стоящего транспорта опасно для жизни! Учите предвидеть скрытую опасность!
Общие рекомендации родителям младших дошкольников
1. Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
2. Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
3. Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.
В возрасте младшего дошкольника ваш малыш должен знать:
1. На дорогу выходить нельзя;
2. Дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку, вырываться нельзя;
3. Переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
4. Пешеходы – люди, которые идут по улице;
5. Когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
6. Машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
7. Когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, или поручень;
8. Чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора «Красный свет для пешеходов – стой»,
«желтый – жди», «Зеленый – иди»
Никогда не переходи улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.
9. Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно, убедившись, что автомобили остановились. Переходи, а не перебегай!
10. Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или на санках зимой.
Общие рекомендации родителям старших дошкольников
1. Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
2. Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
3. Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.
4. На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
5. Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
6. Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила:
7. Ходить по тротуару следует с правой стороны.
8. Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
9. Переходить дорогу полагается только шагом.
10. Необходимо подчиняться сигналу светофора.
11. В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни, чтобы не упасть.
12. Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
13. Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
14. Играть можно только во дворе.
Важно знать
Чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ребенок должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Главное правило безопасного поведения – предвидеть опасность.
Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым!
Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Для начала следует стараться использовать светлую или яркую одежду, лучше всего со световозвращающими элементами. Принцип их действия заключается в следующем: в темное время суток при попадании света от фар автомашины или уличного фонаря они начинают светиться, обозначая движение человека.
Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!
Список литературы:
1. https://www.gibdd.ru/
2. Социальный ролик «Засветись» (см Приложение 1)
3. Козловская Е. А., Козловский С. А. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (для педагогов дошкольных образовательных учреждений).-М. :Издат. Дом «ТретийРим»,2006.