Розалия Каримова
Педагогический проект «Здоровье детей в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
ТИП ПРОЕКТА :
по характеру контактов: институциональный,
по длительности: долгосрочный
по содержанию: интегрированный,
по характеру доминирующего метода: практико-ориентированный.
ПРОБЛЕМА:
Публикация «Педагогический проект „Здоровье детей в наших руках“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20 – 27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса. 50% детей имеют аномалии зрения. У 20 – 30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. К тому же некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Формирование здорового образа жизни является актуальной проблемой современного общества и требует особого внимания медиков, педагогов и родителей.
ЦЕЛЬ:
Способствовать формированию здорового образа жизни воспитанников, овладению элементарными здоровьесберегающими технологиями.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Создавать условия для своевременного и полноценного физического и психического развития.
3. Знакомить детей с элементарными знаниями о строении своего тела, уходом за ним, с элементарными здоровьесберегающими технологиями.
4. Развивать двигательные навыки и физические качества дошкольников.
5. Привлечь родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом в работе по сохранению и укреплению психофизического здоровья дошкольников и созданию условий комфортного пребывания детей.
УЧАСТНИКИ:
Воспитатели, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители и дети старшей группы.
МЕРОПРИЯТИЯ:
Комплекс оздоровительных мероприятий :
• Углубленный медосмотр узкими специалистами.
• Составление паспорта здоровья и карты зрения детей.
• Лечение глаз в кабинете охраны зрения.
• Витаминопрофилактика (по согласованию с родителями)
• Организация рационального питания (5-тиразовый прием пищи, витаминизация 3 блюда, разнообразный и высококачественный рацион).
• Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
• Профилактика вирусных инфекций:
прогулки на свежем воздухе, проветривание, кварцевание, уборка всех помещений, обеззараживание посуды с дезсредством, мытье игрушек с предварительным замачиванием в дезсредстве, ношение кулонов с чесноком, обработка носовых пазух оксолиновой мазью.
• Упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей.
• Четкий распорядок дня.
• Обеспечение условий для предупреждения травматизма.
• Психологическое сопровождение.
• Коррекционно-развивающая деятельность (тифлопедагог, логопед).
• Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды:
- Организация уголков уединения.
- Приобретение спортивного инвентаря.
- Изготовление нестандартного физоборудования.
- Создание и обновление картотек:
Гимнастика для глаз.
Гимнастика после сна.
Пальчиковая гимнастика.
Игровой массаж.
Массаж глаз.
Массаж ушей.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Физкультминутки.
Подвижные игры для детей с нарушениями зрения.
Работа с детьми
• Физкультурные занятия в физкультурном зале 2 раза в неделю (по парциальной программе «Система» Пензулаевой Л. И.)
• Физкультурные занятия на свежем воздухе 1 раз в неделю.
• Двигательный режим вне ООД:
- Подвижные игры: перед занятиями, между занятиями, на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности.
- Упражнения на формирование основных движений.
- Утренняя гимнастика.
- Гимнастика после сна.
- Зрительная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
• Стопотерапия: бодрящая – ходьба по ребристой дорожке, массажному
коврику; успокаивающая – ходьба по пушистой дорожке, полу.
• Массажи:
- Точечный.
- Массаж глаз.
- Массаж ушей.
- Игровые массажи.
• Комплекс закаливающих процедур: босохождение, сон без маек, полоскание рта и горла водой комнатной температуры, сон при открытых фрамугах.
• Физкультурный досуг 1 раз в месяц.
• Физкультурный праздник 1 раз в квартал.
• Неделя здоровья.
• Кружок ритмики «Цветные стеклышки».
• Кружок «Здоровячок».
• Участие в спортивных мероприятиях детского сада, района.
• Цикл занятий по валеологии «Я – человек» :
- «Слушай во все уши».
- «Смотри во все глаза».
- «Нужны носы не только для красы».
- «В королевстве красивой улыбки».
- «Как природа помогает здоровыми нам быть».
- «Витамины и полезные продукты».
- «Чистота – залог здоровья».
• Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о спорте, здоровом образе жизни.
• Чтение художественной литературы:
- К. Чуковский: «Мойдодыр» (драматизация, «Айболит», «Федорино горе».
- Г. Браиловская «Ушки-непослушки».
- С. Баруздин «Когда бывает скучно».
- В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».
- Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
- Г. Остер «Вредные советы».
- А. Анпилов «Зубки заболели».
- А. Барто: «Девочка чумазая», «Прогулка».
- Г. Шалаева: «Правила поведения для воспитанных детей», «Расту культурным».
- Э. Машковская «Мой замечательный нос».
- С. Маршак «Робин-Бобин».
- С. Михалков: «Про девочку, которая плохо кушала», «Прививка», «Про мимозу».
- Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
- Н. Найденова «Наши полотенца».
- Е. Благинина «Прогулка»;
- Загадки о спорте, здоровье, предметах гигиены.
- Пословицы и поговорки о здоровье и спорте.
• Дидактические игры:
- «Если малыш поранился».
- «Спорт» (ассоциации).
- «Чистота – залог здоровья» (пазлы).
- «Горькое, сладкое, кислое, соленое».
- «Правила на всю жизнь».
- Мое тело» (звуковая и настольно-печатная).
- «Доктор Айболит».
- «Пирамида здоровья».
- «Зуб, наболей-ка».
- «Малыши-крепыши».
Работа с семьей:
• Анкетирование «О здоровье всерьез».
• Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья».
• Уголок для родителей «К здоровью вместе» :
- «10 золотых правил здоровьесбережения».
- «Как снять напряжение ребенка после детского сада».
- «Поможем ребенку сохранить зрение».
- «Гимнастика для глаз».
- «Ребенок и компьютер».
- «Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей».
- «Профилактика простудных заболеваний».
- «Основы организации питания в детском саду».
- «Правильное питание» (2 статьи).
- «О правильном питании и пользе витаминов».
- «От каких четырех плохих привычек в питании стоит отказаться».
- «Ухаживаем за зубами».
- «Что умеет делать щетка».
- «Спортивный уголок дома».
- «Если хочешь быть здоров – закаляйся!
• Папка-ширма «Офтальмологический словарь».
• Папка-передвижка «Пусть ребенок растет здоровым».
• Картотеки для родителей:
- Зрительная гимнастика.
- Игровой массаж.
- Дыхательная гимнастика.
• Информационные письма:
- «Упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки».
- «Питание, необходимое для глаз ребенка».
• Клуб «Непоседы» :
- «Путешествие страну Растишка».
- «Веселая кутерьма».
- «Мамы, папы, выходите, детям выиграть помогите».
- Совместная прогулка в лес «Волшебный лес полон сказок и чудес».
• Конкурс «Физкультурное оборудование своими руками».
• Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров» (совместные работы детей и родителей).
• «Вкусно, полезно, доступно» (обмен опытом приготовления полезных для здоровья блюд с дегустацией).
• Публикации в рубрике «Носики-курносики» :
- «Со спортом дружить – здоровым быть».
- «Мой спортивный уголок».
• Открытый просмотр занятий кружков «Здоровячок» и «Цветные стеклышки».
• Фотовыставка «Путь к здоровью, силе, бодрости».
• «Дни общения» :
- Игры с папами на прогулке (катание с горы, на санках, игры в хоккей, в футбол, в группе – обучение игре в шашки.
- Беседы родителей с детьми:
«Чистота – залог здоровья».
«Витамины и полезные продукты».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
- Понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека.
- Проявление заботы и уважения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Повышение знаний родителей для обеспечения успешного развития детей.
- Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
- Укрепление связей между детским садом и семьей.
Список литературы:
1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства. // Дошкольное воспитание, 2004 №1.
3. Гунн Г. М. Современные технологии проблемы охраны здоровья. СПб. : 2000.
4. Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ. // Управление ДОУ, 2004 №1.
5. Маханева М. Д. С физкультурой дружить – здоровым быть. М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Изд. Центр «Академия», 2002.
7. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. // Методист, 2005 №4.
8. Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья». // Воспитатель ДОУ, 200