Тамара Заляутдинова
Безопасность детей и взрослых во время двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов, родителей и детей:
«Безопасность детей и взрослых во время двигательной деятельности»
Работа по физическому воспитанию в ДОУ начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.
Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей.
Публикация «Безопасность детей и взрослых во время двигательной деятельности» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Общие положения
Изучение вопросов безопасности организуется и проводится на всех стадиях образовательного процесса с целью формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Инструктаж с регистрацией в журнале проводится перед началом всех видов деятельности.
1. Вводный инструктаж по технике безопасности проводится с детьми перед началом занятий. Этот инструктаж ознакомительный и проводится в сентябре.
2. Промежуточный инструктаж по технике безопасности проводится перед зимними каникулами в декабре.
3. Итоговый инструктаж по технике безопасности проводится в конце всего обучения, перед летними каникулами в мае.
4. Если воспитанники принимают участие в соревнованиях, праздниках, то с ними необходимо провести целевой инструктаж.
Внеплановый инструктаж проводится:
- при нарушении воспитанниками требований безопасности, которые могут привести или привели к травме;
- при перерывах в работе более чем на 60 календарных дней.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой учащихся.
Внеплановый инструктаж регистрируется в журналах с указанием причины проведения внепланового инструктажа.
Основные правила поведения участников образовательного процесса в организованной двигательной деятельности, правила поведения на спортивном оборудовании
1. На занятия физической культурой приходить в спортивной форме и обуви.
2. Приходить в зал без игрушек.
3. Не ссориться, не баловаться. Считаться с мнением друзей, уступать друг другу. В случае возникновения конфликтной ситуации немедленно обратиться к инструктору по физкультуре и воспитателю.
4. Находиться в спортзале разрешается только в присутствии взрослого. При отсутствии педагога не влезать на спортивные снаряды и оборудование.
5. Разговаривать во время выполнения упражнений запрещается, так как можно прикусить язык.
6. Начинать и заканчивать упражнения, занятия или соревнования только по команде или сигналу.
7. Запрещается есть, жевать жевательную резинку и держать что-либо во рту.
8. Запрещается мешать педагогу проводить занятие, а также мешать другим детям выполнять упражнения.
9. На занятиях воспитанники обязаны выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять педагог.
10. Запрещается бросать спортивный инвентарь на пол и друг в друга, если это не предусмотрено заданием педагога.
11. Запрещается толкать друг друга, наталкиваться на других во время игры.
12. Запрещается бегать по мокрому полу в зале.
13. Если очень устали и тяжело дышать, прекратите бег и пойдите обычной ходьбой. При головокружении, плохом самочувствии или тошноте сообщите об этом педагогу.
14. Не подходить к спортивному оборудованию, если на нем уже кто-то есть.
15. Терпеливо дожидаться своей очереди, или договориться с другими о времени.
16. Не толкать друг друга во время нахождения на спортивном оборудовании.
17. Подниматься и спускаться по лесенке или шведской стенке только по одному и только при наличии страховочного мата под ногами.
18. Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале.
19. Во время выполнения упражнений с мячами, воспитанник обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других детей.
20. Не разрешается виснуть на баскетбольных кольцах и крепеже баскетбольных щитов.
21. При обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом взрослому.
22. По окончанию занятия выходить из зала нужно спокойным шагом, не создавая паники, не толкаться.
23. Обязательно проинформировать о травме или плохом самочувствии, которые проявились после занятия по физкультуре.
Организация охраны жизни и здоровья детей
при проведении спортивных занятий и мероприятий
Общие требования:
1. В спортивный зал допускаются дети, получившие инструктаж по технике безопасности
2. Заключение врача обязательно после перенесенных заболеваний, травм, при ухудшении самочувствия (особенно при физических нагрузках).
3. Спортивная форма должна соответствовать росту обучающегося, размеру его ног, на изнанке спортивной формы не должно быть грубых швов, на форме не должно быть никаких режущих и колющих предметов (булавок, значков, цепочек и т. д.). Обувь для спортивного зала в ДОУ – чешки по размеру. Спортивная форма должна соответствовать температуре в спортивном зале и погодным условиям (при занятиях на улице).
Спортивный зал, где проводятся спортивные занятия, должен:
иметь медицинскую аптечку и огнетушитель;
иметь фонарь на случай отключения электроэнергии;
иметь два эвакуационных выхода, которые должны свободно открываться;
иметь автоматическую систему пожарной сигнализации;
- розетки и прочие электроприборы должны быть недоступными для воспитанников;
- температура воздуха в зале должна соответствовать установленным санитарным нормам;
- помещение должно быть проветрено и достаточно освещено;
- помещение должно быть чистым;
- все стационарное оборудование или тренажеры должны быть закреплены к полу или потолку и использоваться строго по назначению.
Материалы и оборудование
1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг.
2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых.
4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии.
Педагог должен:
иметь профессиональное образование;
пройти инструктаж по охране труда и пожарной безопасности;
соблюдать инструкции и правила эксплуатации спортивного оборудования;
уметь оказывать первую медицинскую помощь и применять, в случае возгорания, первичные средства пожаротушения;
двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.
Лицо, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, привлекается к ответственности согласно
действующего Устава ДОУ и законодательства РФ.
Требования безопасности
перед началом проведения мероприятия:
- определить где будет проходить двигательная деятельность;
- проверить санитарное состояние помещения или участка, где будет проходить мероприятие на предмет его безопасности;
- убедиться в исправном состоянии спортивного оборудования и его закреплении;
- выявленные недостатки устранить до начала мероприятия;
- переодеть детей в спортивную форму и обувь, которая соответствует их размеру, сезону и погоде.
- Провести инструктаж по безопасному поведению в зале или на площадке.
Требования безопасности во время проведения мероприятия:
- Перед переходом к основным физическим упражнениям или занятиям нужно сделать разминку.
- Педагог контролирует безопасность детей во время проведения упражнений, игр и других спортивных мероприятий. Необходимо учить детей:
избегать столкновений друг с другом;
не допускать толчков или ударов по рукам, ногам, в живот или голову;
соблюдать интервал между детьми при движении друг за другом;
при метании посмотреть, нет ли людей в секторе метания;
группироваться при падении, чтобы избежать травмы;
внимательно слушать и выполнять команды руководителя занятий и т. д.
Требования к методике руководства двигательной деятельностью в ДОУ
1. Педагог должен обеспечить правильный показ движения.
2. Следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
3. Следить за организованным входом и выходом детей из зала.
4. Следить за правильным выбором места - в поле зрения должны находиться
все дети.
5. При выполнении упражнений с предметами следить за интервалом и дистанцией.
6. Педагог осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.
7. В случае появления внешних признаков переутомления, педагог предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.
8. Педагог постоянно напоминает детям правила поведения и технику и контролирует их выполнение.
Ответственность за вред, причиненный ребенку во время его пребывания в детском саду, однозначно несет администрация ДОУ. То есть педагог просто обязан предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью. Причем в этом случае имеются в виду любые действия - как самого ребенка, так и персонала, а также сверстников воспитанника.
Статистика показывает, что уровень здоровья дошкольников достаточно низкий, поэтому так важно не допускать травматизм детей в ДОУ.
В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Любая деятельность в ДОУ, а особенно двигательная, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого.
Основные причины травматизма детей в ДОУ в процессе двигательной деятельности:
1. Нарушение правил организации занятий.
2. Нарушение в методике преподавания.
3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды.
4. Отсутствие систематического врачебного контроля.
5. Недооценка значения страховки и помощи.
6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования.
Роль воспитателя в физкультурно-оздоровительной работе и на занятиях по физической культуре в ДОУ
воспитатель проводит физкультурно-оздоровительную работу с детьми в режиме дня, использует средства физической культуры для организации активного отдыха;
участвует в подготовке и проведении развлечений и праздников, оказывает помощь инструктору;
участвует в проведении НОД по двигательной деятельности с детьми своей группы, самостоятельно проводит одно занятие в недельном цикле;
обеспечивает соответствие температурных условий одежды и обуви, несет ответственность за жизнь и безопасность детей при организации НОД;
следит за соблюдением гигиенических условий в помещении и на территории;
обеспечивает дополнительный контроль на занятиях по физической культуре
Правила поведения педагога:
Соблюдать дисциплину как на занятиях, так и на перерывах.
Быть вежливым и предупредительным со всеми участниками образовательного процесса.
Не допускать выражения, унижающие достоинство человека.
Не допускать случаев психического и физического насилия над обучающимися, все споры разрешать только мирным путем.