Марина Ларкина
Конспект беседы в старшей группе «Культура поведения»
Цель: формирование представления воспитанников об особенностях человека, как живого организма.
Задачи:
- развивать эмоциональный мир ребёнка;
- формировать умение управлять своими чувствами;
- воспитывать культуру общения.
Направление образовательной деятельности: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект беседы в старшей группе „Культура поведения“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения. Это культура речи, общения и внешнего вида. Внешний вид не только одежда человека, но и его поза, жесты, мимика.
При общении надо слушать собеседника, смотреть ему в глаза. Замечательно, что люди научились пользоваться речью. Благодаря способности говорить, мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот, небрежно обронённое злое слово может больно ранить вас.
Воспитатель. Сейчас, даже трудно себе представить то время, когда люди не умели говорить, пользоваться речью. Как же они общались?
Ответы воспитанников
Воспитатель. Они использовали приёмы общения, которыми пользуются животные. Как собака показывает своё расположение к ласкам, играм?
Воспитанники. Виляет хвостом, подпрыгивает, трётся о ноги.
Воспитатель. Собака без слов показывает своё настроение, используя только различные движения тела.
Человек тоже меняет позу в зависимости от самочувствия и настроения. Какую позу примет больной человек?
Воспитанники. Ляжет.
Воспитатель. Такую же позу примет и человек, который очень устал.
Воспитатель просит выйти троих детей. Первого ребёнка просит изобразить человека, которому холодно, второго – позу агрессивно настроенного человека, третьего – человека, с радостью встречающего гостя.
Воспитатель читает текст, а воспитанники пытаются отгадать, чьё описание они слышат.
Воспитатель. Как общаются люди, лишённые слуха?
Воспитанники. С помощью рук.
Воспитатель. Использование различных положений рук, головы для передачи мыслей – это язык жестов. Все мы тоже ежедневно говорим этим языком. Попробуйте изобразить жестами то, что я сейчас произнесу словами: «Тишина».
Воспитанники подносят к губам указательный палец
Воспитатель. Тс-с-с!
Воспитатель. Как вы покажите жестом «Иди сюда»?
Воспитанники показывают жест пальцем или рукой
Воспитатель. Верно. А как мы можем показать отрицание, не хотение чего -либо делать?
Воспитанники крутят головой из стороны в сторону
Воспитатель. Как можно показать восхищение чему-либо?
Воспитанники хлопают в ладоши – аплодисменты
Воспитатель. Эти жесты стали международными, понятны людям разных национальностей.
Есть жесты, которые не одобряются в обществе нормальных людей. Во время разговора не принято размахивать руками, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицу или теребить одежду.
Воспитатель показывает карточки с изображением разного вида мимики
Воспитатель. Сокращение лицевых мышц называется мимикой. Младенец, ещё не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Он прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мама улыбнулась, и он широко улыбается в ответ; она нахмурила брови, у ребёнка мгновенно появляется настороженность в глазах, кривится ротик. Он готов заплакать.
Воспитатель приглашает к себе четверых воспитанников, даёт им карточки с изображением мимики, воспитанники показывают эту мимику на себе (сердитый человек, радостный, удивлённый, грустный).
Воспитатель. «Я умею радоваться, смеяться, улыбаться. Когда я радуюсь, мне хочется петь, плясать, прыгать, рассказывать кому-нибудь о своей радости, делать так, чтобы и вокруг все радовались. Но иногда я огорчаюсь, грущу, скучаю. Тогда я сижу тихо, мне не хочется ничего делать. Но я знаю, что я – человек, поэтому я умею управлять своими чувствами: могу сдерживаться и не грустить, могу не смеяться, даже если очень смешно. Управлять собой трудно. Я понимаю, когда другие люди радуются или грустят. Мне об этом рассказывают их глаза, речь, руки. Мои глаза, руки и даже ноги тоже умеют рассказывать о моём настроении.
Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, послушать интересное стихотворение Эммы Мошковской.
Встало солнце кислое.
Смотрит – небо кислое.
В кислом небе кислое
Облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасное
Кислое мороженое
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
Воспитатель. Я хочу, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Расслабьте мышцы лица, улыбнитесь. Вид улыбающегося человека создаёт хорошее настроение у окружающих.