Елена Решетюк
Беседа по формированию толерантности к людям с ОВЗ в старшей и подготовительной группе «Подарите им частичку своего сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «Подарите им частичку своего сердца!»
Каждый человек с ограниченными возможностями - это человек.
Ицхак Перлман
Дети старшей и подготовительной группы
Тема: «Подарите им частичку своего сердца!»
Цель: 1) Формирование толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к людям – инвалидам, людям с ограниченными возможностями здоровья, к взрослым и сверстникам.
2) Воспитание ценностных ориентиров.
Задачи:
1. Расширить представление детей о людях с ограниченными возможностями здоровья;
Публикация «Беседа по формированию толерантности к людям с ОВЗ в старшей и подготовительной группе „Подарите им частичку своего сердца“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
2. Познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;
3. Подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательными и терпимыми к людям с ограниченными возможностями здоровья.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе;
Материал и оборудование: фигурки и картинки людей с ограниченными возможностями, инвалидами; картинки радостных детей инвалидов и грустных; картон белый, заготовки сердечек и детских ладошек, клей, карандаши; кубики по количеству детей; «волшебная палочка»; музыкальное сопровождение: фоновая нежная мелодия; песенка о Доброте.
(Звучит фоновая нежная мелодия до момента практической деятельности)
Педагог – психолог: Я с утра сюда пришла,
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Это я (имя и отчество воспитателя и психолога!
Это я (каждый ребенок по очереди называет свое имя!
Воспитатель: Возьмите за руки того, кто рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками, посмотрите им в глаза и улыбнитесь, передайте им своё хорошее настроение.
Что за чудо - чудеса. Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить
Чуткие руки умеют дружить!
Педагог – психолог: Мы уже давно поняли, что дети в этой группе очень любят путешествовать. Вот и сегодня мы хотим предложить вам, дорогие дети оказаться в мире, где все происходит так и не так, как в нашем привычном мире.
Взмах «волшебной палочкой»
Ситуация 1: Перед детьми поочередно выкладываются фигурки детей (взрослых) с ОВЗ: человек в очках, ребенок со слуховым аппаратом, ребенок на костылях, ребенок на инвалидной коляске.
Вопрос: Что вы можете рассказать о детях и взрослых на этих рисунках?
Если затрудняются с ответом, задаются наводящие вопросы: «Кто изображен на рисунке?», «Что необычного ты видишь на рисунке?», «Что помогает им с плохим зрением лучше видеть?», «Что помогает им с плохим слухом лучше слышать?», «Что помогает людям, которые не могут ходить, передвигаться?»
Ответы детей:
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы познакомиться, допустим, с детьми, представленными здесь?
- Как нужно вести себя в присутствии таких детей или же взрослых?
- Чем вы похожи на этих детей, а чем отличаетесь от них?
- Вы встречали когда-нибудь детей, которые неправильно говорят или заикаются? Трудно было их понять? Вы пытались понять, о чем они говорят?
- Вы встречали когда-нибудь таких вот детей, с которыми не хотят дружить? Как думаете, почему?
- Хотели бы вы поиграть с такими детьми, о которых мы говорим? Покажите этих детей на рисунках.
- Хотели бы помочь детям, изображенным на рисунках? Что бы каждый из вас смог сделать для них?
- Как они могли бы помочь вам?
- Кто поделился бы своей игрушкой (конфеткой и т. п.) с детьми, изображенными на рисунках?
- А кто позвал бы в гости детей, изображенных на рисунках? Покажите детей, которых вы позвали бы.
- А кто из вас хотел бы сходить к ним в гости? Покажите детей, к которым вы пошли бы.
- Представьте себе, что вы играете на улице, и ребенок в инвалидной коляске просит принять его в игру. Как поступите?
Если дети затрудняются с ответом, задается дополнительный вопрос: «Вы, может – быть, придумаете свою игру, интересную для двоих или сделаете вид, что не заметили и продолжите играть отдельно?»
Ответы детей
Воспитатель:
Ситуация 2: Перед детьми рисунки, изображающие мальчика и девочку на костылях
- Представьте себе, что вы сидите в автобусе. На остановке входит ребенок на костылях. Как поступите? Если затрудняются с ответом, задается дополнительный вопрос: «Может быть, вы уступите ему место или же не обратите на ребенка никакого внимания?»
Ситуация 3: Перед детьми выкладываются рисунки, изображающие мальчика и девочку в очках
- Представьте себе, что рядом с вами ребенок, который плохо видит, случайно упал, уронил очки и не может их найти. Как поступите? Если затрудняются с ответом, задается дополнительный вопрос: «Может быть, поможете найти и поднять очки или пройдете мимо?»
Ситуация 4: Перед детьми выкладываются рисунки, изображающие мальчика и девочку со слуховым аппаратом
- Представьте себе, что на ребенка со слуховым аппаратом зовет мама, а он не слышит. Как поступите? Если затрудняются с ответом, задается дополнительный вопрос: «Может быть обратите его внимание на маму или продолжите заниматься своим делом?»
Ситуация 5:
- Представьте себе, что заикающийся ребенок или ребенок с невнятной речью о чем-то спросил любого из вас, а вы его не поняли. Как поступите? Если затрудняются с ответом, задается дополнительный вопрос: «Вы переспросите и попытаетесь понять или пожмете плечами, отойдете в сторону?»
Ситуация 6:
- Представьте себе, что в детском саду другой ребенок стал отбирать у вас игрушку, драться и обзываться. Как поступите? Если затрудняются с ответом, задается дополнительный вопрос: «Вы попробуете уговорить его играть вместе, скажите, что я поиграю, а потом тебе дам или не отдадите ни за что на свете свою игрушку?»
Ситуация 7: Перед детьми рисунки, изображающие двух мальчиков и девочек, один (одна) из которых радуется, второй (вторая) - грустит
- Как вы думаете, что чувствуют мальчик (девочка, изображенные на рисунках?
- Как вы думаете, почему этот мальчик (девочка) радуется?
- Как вы думаете, почему этот мальчик (девочка) грустит?
- Как можно помочь мальчику (девочке, который (ая) грустит? Каждый из вас, что может предпринять?
(Группу через рассуждение, следует подвести к мысли, что детям и взрослым, имеющим проблемы со здоровьем, особо нужна моральная поддержка, доброе, уважительное отношение, а совершенно счастливыми их может сделать только настоящая, крепкая дружба).
Педагог – психолог: Молодцы, ребята! А теперь, давайте на себе испытаем, как на самом деле живется таким людям и взрослым и детям. Поднимите все одну ногу и подойдите к столу, возьмите один кубик и возвратитесь на свои места, сядьте, пожалуйста, на стульчики. Теперь спрячьте одну руку за спину, другой держите кубик, постройте все вместе башенку, подходить нужно к башенке по очереди, положить свой кубик и вернуться. Новое задание: закройте глаза и по одному подойдите к башенке и снимите кубик и сядьте на свой стульчик.
Воспитатель: Трудно вам было? Конечно! Ребята, скоро настанет день особенный, особая дата. 3 декабря — день сильных духом людей, вы увидели сегодня, насколько некоторым из нас, сложно приходится в жизни, как трудно даются даже самые простые, казалось - бы вещи. Они так же как вы, любят жизнь: любят природу, животных, общение, любят разные игры, спорт, хотят учиться, хотят приносить пользу другим людям, Но самостоятельно не все могут. Им, очень нужна наша с вами помощь! В первую очередь уважительное, доброжелательное отношение. Каждый из нас может стать, к сожалению инвалидом. Это не их вина, что не все в порядке со здоровьем. Но это большое испытание на силу духа для них и испытание, на нашу с вами доброту, отзывчивость, милосердие.
3 декабря - день особенный, мы, здоровые люди, весь мир должны оглянуться вокруг и увидеть тех, кому живется сложно, конечно и не только в этот день, и частичку своего сердца, своей теплоты подарить им, сделав для них что – то особенное, нужное, доброе.
Педагог – психолог: У нас в поселке, также есть люди с проблемами со здоровьем. Предлагаю сделать и отправить каждому из них подарок, картинку с сердечком на ладошке. Делая эту аппликацию, помните о них, об их трудностях, посылайте мысленно добрые пожелания. И я уверена, что они это почувствуют!
Продуктивная деятельность: (Звучит песенка о доброте)
Воспитатель помогает детям изготавливать аппликацию (заготовки «сердце на ладони» приготовлены предварительно, можно предложить нарисовать на своих работах цветы, воздушные шарики и т. д.)
Педагог – психолог: (В завершении дети исполняют ритуал «одушевления» своих сердечек на картинке: «вдох через нос и выдох через рот» - согревая дыханием изображение сердец)
Воспитатель и педагог – психолог: Вот и завершилось наше с вами, дорогие дети, путешествие в непривычный для нас мир. Мир, где много боли и слез, но есть невероятное терпение и сила духа, а также огромная надежда на лучшее, на понимание и сострадание со стороны нас с вами - здоровых людей!