Мария Коркуленко
Беседа «Развитие мозга и его особенности»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, сегодня хотела бы поделиться с Вами интересной беседой, на тему "Развитие мозга и его особенности".
Как известно, в начале ХХ века А. Р. Лурия разделил мозг человека на три функциональных блока: Энергетический блок, операционный блок, блок программирования и контроля.
Публикация «Беседа „Развитие мозга и его особенности“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1 блок. Первый блок - энергетический, формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет (2 лет у девочек, 3х у мальчиков). Этот блок отвечает за регуляцию общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.
Блок участвует в организации внимания, памяти и эмоционального состояния, перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния.
На формирование 1го блока мозга накладывает отпечаток все что делала мама во время беременности, например, несоблюдение диеты, прием каких либо лекарственных препаратов, стрессы и тд.
Признаки нарушения развития 1 блока: быстрая утомляемость, эмоциональная неуравновешенность, частые аллергии, повышенная двигательная активность,часто болеющие дети, дизартрии, дисграфии, сужение полей зрения и др.
Для улучшения работы первого блока можно использовать
дыхательную гимнастику
, для насыщения мозга кислородом.
Дыхательную гимнастику делают с утра, в течении 2-3 минут, делают только одно упражнение, пока оно не начнет получаться. Затем можно заменить другим.
Техника выполнения:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- вдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала можно придерживать их руками).
Несколько упражнений для примера:
"Булькание" Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребенка как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание. Следить чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
"Ветряная мельница" Ребенок дует на лопасти игрушки - вертушки. Вдох носом, выдох длительный и плавный. Щеки не надуты.
"Парящие бабочки" Вырезать из цветной бумаги бабочек, подвесить их на ниточках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела.
2 блок Второй блок - операционный, формируется с 2-3 лет до 7-8 лет (7 лет девочки, 8 лет мальчики). Осуществляет прием, переработку и хранение информации. Включает в себя анализаторные системы: зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая. Отвечает за учебную и познавательную деятельность.
Признаки несформированности 2го блока:
- может существенно страдать слух,
- нарушаться кожная чувствительность,
- осязание.
- несформированность сенсорно - моторных координаций, неловкость, однотипность движений.
Для улучшения работы операционного блока мозга существует много игр, помощь зависит от того какое восприятие нарушено - зрительное, слуховое или тактильное.
Полезны
игры, в которых происходит объединение информации разной модальности
– тактильной и зрительной или слуховой. Так, педагог предлагает ребенку игры со специальными красками для рук, в которых кроме тактильного в значительной мере задействован зрительный анализатор; при игре со звучащими игрушками ребенок может ориентироваться на звук (самолет летит и гудит, а потом садится к ребенку на коленку).
3 блок 3 блок - блок программирования и контроля, формируется с 7 -8 лет до 12 лет у девочек и 15 лет у мальчиков. Отвечает за планирование деятельности, самоконтроль, своя деятельность и деятельность окружающих людей.
Признаки несформированности 3го блока у детей:
- отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;
- упрощение любой программы;
- бедная речь;
- пропуски букв в письме;
- не соблюдение каких либо правил и др.
Основным средством для помощи таким детям, является
доступная им игра
. На первом этапе ребенок как правило не готов ни к индивидуальным, ни к тем более групповым занятиям, поэтому важно найти ту деятельность, к которой ребенок способен и которая ему нравится – это может быть простая манипулятивная игра, некоторые дети могут сосредоточиться на сенсорных ощущениях или определенное время внимательно слушать музыку.
Постепенно ребенок начинает замечать и другие ощущения и переживания, связанные с уже привычной деятельностью – у педагога появляется больше средств привлечь и удержать его внимание. Кроме того появляется возможность выбора: можно катать машину, слушая звук колес по полу или по ковру, можно прятать и искать эту же машину в комнате, можно нагружать ее разными игрушками, горохом, песком и т. д. – ребенок произвольно выбирает из освоенного репертуара игр определенную, наиболее привлекательную в данный момент. Постепенно игра усложняется.
Составление программы действий совместно с ребенком. В определенный момент у ребенка снова появляется выбор: совершать усвоенные операции можно в разном порядке. Сложные операции, недоступные пока ребенку, почти полностью осуществляет педагог, но у ребенка есть возможность помочь ему, подключившись к работе. Выбор же игры (а вместе с ним и составление программы действий) теперь переходит к ребенку – это требует от него активного планирования, но одновременно делает игру интересной именно ему (раньше педагог решал, что будет ребенку приятно, и не всегда его предположение оказывалось верным).
Усложнение программы. Когда ребенок может удержать и выполнить простую программу, педагог предлагает ему изменить игру, добавив еще несколько привлекательных деталей. Игра при этом также получается интересной, ребенок согласен в ней участвовать, но для этого ему надо удержать и последовательно выполнить несколько определенных действий. Выбор заданий всегда зависит от интересов ребенка и на этом этапе тесно связан с сюжетом игры. Ребенок еще не готов выполнять задания, как это делает школьник на уроке, но может прислушаться к совету взрослого, который подсказывает, как интереснее играть. При этом условии ребенок способен сосредоточиться и выполнить действия, которые раньше не пытался осуществить.
Переход от игры к выполнению дидактических заданий за столом. По мере развития произвольной регуляции собственного поведения и способности к самоорганизации ребенок может выполнять все больше предложений и инструкций педагога.
Поражение любого из трех блоков отражается на любой психической деятельности.
Кроме разделения мозга на три блока, мы так же знаем что мозг состоит из 2 полушарий:
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ Отвечает за творчество - цвета, ассоциации, образы, ритм, воображение, формы и др. Информация воспринимается целостно и очень быстро. Хранится эта информация всю жизнь. Правое полушарие ОЧЕНЬ важно развивать с 1,5 лет до 7 - 8 лет - любое творчество, игры с вашими детьми, рисование, лепка, чтение книг и много многое другое, все что вы вложите в своего ребенка, все это останется с ним на всю жизнь. Многие родители уже с пеленок стремятся развить в ребенке логику, научить его читать, считать и готовить к школе. В этом случае правое полушарие остается не развитым и в школе детям очень быстро все надоедает, они быстро утомляются.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ Отвечает за мыслительную деятельность - слова, числа, линии, структура, анализ. Информация воспринимается дробно, анализируется и лишь затем соединяется в единое целое. Такая информация при отсутствии повторения быстро стирается из памяти. Левое полушарие нужно развивать развивать с 8 лет.
Полушария между собой взаимосвязаны, при несформированности полушарного взаимодействия наблюдается низкая успеваемость в школе, поведенческие нарушения.
Помочь при этом может игра на таких музыкальных инструментах как аккордеон, фортепиано. Так же помогут графические диктанты, выполняемые двумя руками. И самые простые упражнения:
" Кулак, ребро, ладонь" Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь», произнося их вслух или про себя.
"Ухо – нос" Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Надеюсь Вам была полезна моя статься. Развивайте ваших деток, их творческий потенциал, логические способности и просто любите их.)