МААМ-картинки

Беседа «Развитие мозга и его особенности»

Мария Коркуленко
Беседа «Развитие мозга и его особенности»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, сегодня хотела бы поделиться с Вами интересной беседой, на тему "Развитие мозга и его особенности".

Как известно, в начале ХХ века А. Р. Лурия разделил мозг человека на три функциональных блока: Энергетический блок, операционный блок, блок программирования и контроля.

Публикация «Беседа „Развитие мозга и его особенности“» размещена в разделах

1 блок. Первый блок - энергетический, формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет (2 лет у девочек, 3х у мальчиков). Этот блок отвечает за регуляцию общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.

Блок участвует в организации внимания, памяти и эмоционального состояния, перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния.

На формирование 1го блока мозга накладывает отпечаток все что делала мама во время беременности, например, несоблюдение диеты, прием каких либо лекарственных препаратов, стрессы и тд.

Признаки нарушения развития 1 блока: быстрая утомляемость, эмоциональная неуравновешенность, частые аллергии, повышенная двигательная активность,часто болеющие дети, дизартрии, дисграфии, сужение полей зрения и др.

Для улучшения работы первого блока можно использовать

дыхательную гимнастику

, для насыщения мозга кислородом.

Дыхательную гимнастику делают с утра, в течении 2-3 минут, делают только одно упражнение, пока оно не начнет получаться. Затем можно заменить другим.

Техника выполнения:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- вдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала можно придерживать их руками).

Несколько упражнений для примера:

"Булькание" Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребенка как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание. Следить чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

"Ветряная мельница" Ребенок дует на лопасти игрушки - вертушки. Вдох носом, выдох длительный и плавный. Щеки не надуты.

"Парящие бабочки" Вырезать из цветной бумаги бабочек, подвесить их на ниточках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела.

2 блок Второй блок - операционный, формируется с 2-3 лет до 7-8 лет (7 лет девочки, 8 лет мальчики). Осуществляет прием, переработку и хранение информации. Включает в себя анализаторные системы: зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая. Отвечает за учебную и познавательную деятельность.

Признаки несформированности 2го блока:

- может существенно страдать слух,

- нарушаться кожная чувствительность,

- осязание.

- несформированность сенсорно - моторных координаций, неловкость, однотипность движений.

Для улучшения работы операционного блока мозга существует много игр, помощь зависит от того какое восприятие нарушено - зрительное, слуховое или тактильное.

Полезны

игры, в которых происходит объединение информации разной модальности

– тактильной и зрительной или слуховой. Так, педагог предлагает ребенку игры со специальными красками для рук, в которых кроме тактильного в значительной мере задействован зрительный анализатор; при игре со звучащими игрушками ребенок может ориентироваться на звук (самолет летит и гудит, а потом садится к ребенку на коленку).

3 блок 3 блок - блок программирования и контроля, формируется с 7 -8 лет до 12 лет у девочек и 15 лет у мальчиков. Отвечает за планирование деятельности, самоконтроль, своя деятельность и деятельность окружающих людей.

Признаки несформированности 3го блока у детей:

- отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

- упрощение любой программы;

- бедная речь;

- пропуски букв в письме;

- не соблюдение каких либо правил и др.

Основным средством для помощи таким детям, является

доступная им игра

. На первом этапе ребенок как правило не готов ни к индивидуальным, ни к тем более групповым занятиям, поэтому важно найти ту деятельность, к которой ребенок способен и которая ему нравится – это может быть простая манипулятивная игра, некоторые дети могут сосредоточиться на сенсорных ощущениях или определенное время внимательно слушать музыку.

Постепенно ребенок начинает замечать и другие ощущения и переживания, связанные с уже привычной деятельностью – у педагога появляется больше средств привлечь и удержать его внимание. Кроме того появляется возможность выбора: можно катать машину, слушая звук колес по полу или по ковру, можно прятать и искать эту же машину в комнате, можно нагружать ее разными игрушками, горохом, песком и т. д. – ребенок произвольно выбирает из освоенного репертуара игр определенную, наиболее привлекательную в данный момент. Постепенно игра усложняется.

Составление программы действий совместно с ребенком. В определенный момент у ребенка снова появляется выбор: совершать усвоенные операции можно в разном порядке. Сложные операции, недоступные пока ребенку, почти полностью осуществляет педагог, но у ребенка есть возможность помочь ему, подключившись к работе. Выбор же игры (а вместе с ним и составление программы действий) теперь переходит к ребенку – это требует от него активного планирования, но одновременно делает игру интересной именно ему (раньше педагог решал, что будет ребенку приятно, и не всегда его предположение оказывалось верным).

Усложнение программы. Когда ребенок может удержать и выполнить простую программу, педагог предлагает ему изменить игру, добавив еще несколько привлекательных деталей. Игра при этом также получается интересной, ребенок согласен в ней участвовать, но для этого ему надо удержать и последовательно выполнить несколько определенных действий. Выбор заданий всегда зависит от интересов ребенка и на этом этапе тесно связан с сюжетом игры. Ребенок еще не готов выполнять задания, как это делает школьник на уроке, но может прислушаться к совету взрослого, который подсказывает, как интереснее играть. При этом условии ребенок способен сосредоточиться и выполнить действия, которые раньше не пытался осуществить.

Переход от игры к выполнению дидактических заданий за столом. По мере развития произвольной регуляции собственного поведения и способности к самоорганизации ребенок может выполнять все больше предложений и инструкций педагога.

Поражение любого из трех блоков отражается на любой психической деятельности.

Кроме разделения мозга на три блока, мы так же знаем что мозг состоит из 2 полушарий:

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ Отвечает за творчество - цвета, ассоциации, образы, ритм, воображение, формы и др. Информация воспринимается целостно и очень быстро. Хранится эта информация всю жизнь. Правое полушарие ОЧЕНЬ важно развивать с 1,5 лет до 7 - 8 лет - любое творчество, игры с вашими детьми, рисование, лепка, чтение книг и много многое другое, все что вы вложите в своего ребенка, все это останется с ним на всю жизнь. Многие родители уже с пеленок стремятся развить в ребенке логику, научить его читать, считать и готовить к школе. В этом случае правое полушарие остается не развитым и в школе детям очень быстро все надоедает, они быстро утомляются.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ Отвечает за мыслительную деятельность - слова, числа, линии, структура, анализ. Информация воспринимается дробно, анализируется и лишь затем соединяется в единое целое. Такая информация при отсутствии повторения быстро стирается из памяти. Левое полушарие нужно развивать развивать с 8 лет.

Полушария между собой взаимосвязаны, при несформированности полушарного взаимодействия наблюдается низкая успеваемость в школе, поведенческие нарушения.

Помочь при этом может игра на таких музыкальных инструментах как аккордеон, фортепиано. Так же помогут графические диктанты, выполняемые двумя руками. И самые простые упражнения:

" Кулак, ребро, ладонь" Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь», произнося их вслух или про себя.

"Ухо – нос" Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Надеюсь Вам была полезна моя статься. Развивайте ваших деток, их творческий потенциал, логические способности и просто любите их.)

Публикации по теме:

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей МБДОУ «Академический детский сад» Вышневолоцкого района Сообщение по теме: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие.

Влияние кинезиологических упражнений на развитие мозга Выступление на МО спецгрупп заварухинойС. Ю., Кольцовой Е. А. «Влияние кинезиологических упражнений на развитие мозга»Учеба, это то, что.

Беседа с родителями «Особенности детей пятого года жизни» Беседа с родителями: «Особенности детей пятого года жизни». Идет бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети.

Генезис понятия числа и особенности его восприятия у дошкольников. (Консультация для воспитателей) Генезис понятия числа и особенности его восприятия у дошкольников. Число является одним из основных математических представлений. Проблема.

Гимнастика для мозга Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга» наряду с пробуждением организма предназначен для стимуляции когнитивных функций. Смысл гимнастики.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Мелкая моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга По определению Т. А. Ткаченко, мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в.

Особенности детского голоса. Меры по его охране Особенности детского голоса. Меры по его охране. Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям.

Развитие мышления в онтогенезе и его связь с другими процессами Развитие мышления в онтогенезе. Его связь с другими процессами. Онтогенез мышления изучен лучше всего применительно к дошкольному и школьному.

Реальность — ошибка. Перманентное развитие мозга без дополнительных усилий автор: Иннокентий Скирневкий специалист по мышлению, спикер TEDx, автор образовательного проекта для дошкольников "Сказбука" Вас когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа «Развитие мозга и его особенности»
Опубликовано: 30 марта 2019 в 17:21
+56Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа «Развитие мозга и его особенности»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Коркуленко (УИ 1872415) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД