Папки-передвижки

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей

Светлана Аронова
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Академический детский сад»

Вышневолоцкого района

Сообщение по теме:

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей».

Выполнил:

Воспитатель С. В. Аронова

2017-2018 уч. год

Детское экспериментирование и его влияние на развитие

познавательной активности детей.

Публикация «Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей» размещена в разделах

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Чтобы активность не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями, пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности, должно сочетаться с нетерпением узнать, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Сейчас в педагогике появляется понимание исследовательского обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

-ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

-предлагает возможные решения;

-проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

-делает выводы в соответствии с результатами проверки;

-применяет выводы к новым данным;

-делает обобщения.

На первом уровне мы ставим проблему и намечаем метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно. На втором уровне только ставим перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск); на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Она пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, и родители, и мы педагоги, не осознававшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идё м по самому простому пути: запрещают, наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества лежит создание обстановки, в которой ребенок всё может делать самостоятельно.

Детское экспериментирование представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент :

- физический : учится управлять своим телом и отдельными органами;

- природоведческий : знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;

- познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- лингвистический : занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. экспериментирует со словами;

- личностный : узнает свои личные возможности;

- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

- поведенческий : моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден : он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. Как ни странно, но эффективному использованию метода детского экспериментирования мешает – хорошо разработанная методика развития речи - педагог привык много говорить, хорошо объяснять, давать образцы речи. Всё это было бы правильным, если бы было в педагогическом процессе доминирующим. Ведь в дошкольном возрасте мышление всё-таки является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесным, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогает педагог, используя методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические мероприятия на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Дети закрепляют знания о явлениях живой и неживой природы, слушают музыкальные произведения, исполняют танцевальные движения, рисуют. Форма проведения подобных мероприятий может быть любой. Экспериментирование – проводим в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Отправной точкой для самостоятельной деятельности являются сведения, получаемые детьми на занятиях или совместной деятельности с педагогом или родителями, которые «маленькие исследователи» «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок. Наблюдения практической работы показывают, что постепенно элементарные опыты становятся играми – опытами, в которых, как в дидактической игре есть два начала: учебно-познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх – опытах знания о связях и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети младшего и среднего возраста делают открытия и удивляются вместе с Незнайкой. Старшие дошкольники, вместе с серьезным Знайкой и любопытной Капелькой, задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателей – моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Их дети составили совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются: бери только нужные для работы материалы; работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнем на подносе; пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь.

В процессе организации детского экспериментирования было отмечено, что игровые персонажи стали для детей не воодушевленными куклами, с которыми можно посоветоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытий. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование .

План самообразования «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников» На 2017-2018 учебный год Актуальность: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Презентация «Развитие познавательной активности в процессе экологического воспитания через экспериментирование» В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Мы хотим видеть наших воспитанников.

Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование Требования ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы определяют, что содержание социально-коммуникативного развития в раннем.

Семинар-практикум «Осуществление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Ребенок дошкольного возраста – это любознательная, думающая, познающая, наблюдающая личность. Китайская пословица звучит «Расскажи – и.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Детский сад №12» «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Идея опыта: приобщение детей к познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 13:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Аронова (УИ 1725751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД