Алена Гаева
Гимнастика для мозга
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга» наряду с пробуждением организма предназначен для стимуляции когнитивных функций. Смысл гимнастики состоит в поочередном включении в работу головного мозга – от нижних отделов к верхним. Комплекс целиком составлен из физических упражнений в полной координации. Порядок следования упражнений: от односторонних к перекрестным движениям, затем – к упражнениям с пересечением средней линии, потом – с одновременной нагрузкой на оба полушария. Это имеет принципиальное значение. Педагог следит за тем, чтобы дети не путали односторонние движения с перекрестными. Последние два упражнения: «Кнопки мозга» и «Крюки Деннисона» – нормализуют циркуляцию энергии в организме, а последнее возвращает человека в психологически комфортное состояние.
Публикация «Гимнастика для мозга» размещена в разделах
Методические особенности.
В начале работы с комплексом упражнения выполняются медленно. По мере освоения движений темп выполнения упражнений увеличивают. Для стимуляции когнитивных функций не имеет значения исходное положение (стоя, сидя) и амплитуда движений. Для более эффективного пробуждения организма желательно заниматься стоя, постепенно увеличивать амплитуду движений.
Если дети не могут освоить какие-либо из предложенных упражнений, на первых порах эти упражнения можно опустить, разучить отдельно, а затем использовать в комплексе утренней гимнастики.
Оборудование: можно использовать мяч.
Форма одежды: любая, обувь удобная, можно босиком.
Игровая цель занятия: научиться исполнять танцы животных.
Упражнения комплекса «Гимнастика для мозга»
Образ .Танец
ящерицы
Физиологический смысл. Односторонние движения.
Активация ствола и промежуточного мозга.
Тренировка
координации движений
Методические
указания
Следить за симметрией и ритмичностью движений. Тело по возможности не должно наклоняться вперед или в сторон
1. И. п. – основная стойка.
1. Отвести в сторону левые руку и ногу, согнутые в локтевом и коленном суставах.
2. Вернуться в и. п.
3–4. Повторить с правыми конечностями
2. И. п. – основная стойка.
1. Левая рука вверх, левая нога – назад.
2. Вернуться в и. п.
3–4. Повторить с правыми конечностями
3. И. п. – основная стойка.
1. Левая прямая рука в сторону, нога – так же.
2. Вернуться в и. п.
3–4. Повторить с правыми конечностями
Образ. Танец ёжиков.
Физиологический смыслПерекрестные движения.
Активация лимбической системы. Тренировка координации движений
Методические
указания Следить за симметрией и ритмичностью движений. Тело по возможности не должно наклоняться вперед или в стороны
4. И. п. – основная стойка.
1. Отвести в сторону левую руку, правую ногу, согнутые в локтевом и коленном суставах.
2. Вернуться в и. п.
3–4. Повторить, поменяв конечности
5. И. п. – основная стойка.
1. Левая рука вверх, правая
нога – назад.
2. Вернуться в и. п.
3–4. Повторить, поменяв конечности
6. И. п. – основная стойка.
1. Прямая левая рука в сторону, правая нога – так же.
2. Вернуться в и. п.
3–4. Повторить, поменяв конечности
Образ.Танец
пещерного человека
Физиологический смысл. Движения с пересечением средней линии.
Методические указания. Следить за симметрией и ритмичностью движений. Тело по возможности не должно наклоняться вперед или в стороны.
7. И. п. – основная стойка.
1. Достать правым локтем левое колено.
2. Вернуться в и. п.
3–4. Повторить, поменяв конечности
8. И. п. – основная стойка.
1. Захлест вперед и по диагонали правой ногой и левой рукой.
2. Вернуться в и. п.
3–4. Повторить, поменяв конечности
9. И. п. – основная стойка.
1. Захлест назад и по диагонали правой ногой и левой рукой.
2. Вернуться в и. п.
3–4. Повторить, поменяв конечности.
Образ. Танец папуасов.
Физиологический смысл. Одновременная нагрузка на правое и левое полушария головного мозга.
Межполушарная
интеграция
Методические указания. Следить за симметрией движений. Начинать с простейших фигур: кругов, квадратов, потом переходить к более сложным рисункам: ель, дом.
10. Симметричные рисунки:
круги раскрытыми ладонями
11. Симметричные рисунки:
ель, дом
Образ. Включают «кнопки мозга»
Методические указания. Следить за правильностью выполнения движений,
положением кистей и пальцев.
Выполнять молча, сосредоточившись на внутренних ощущениях («послушали свое тело»)
12. Бесконечность (лежащая
восьмерка) – можно выполнять
с мячом
13. И. п. – основная стойка.
1. Положить одну ладонь на пупок, вторую – под ключицами, между первым и вторым
ребром – на «кнопки мозга».
2–3. Массировать «кнопки мозга» с одной стороны большим,
с другой стороны – средним
и указательным пальцами.
Рука на пупке неподвижна, голова – так же. Можно дополнить движениями глаз из стороны
в сторону.
4. Вернуться в и. п.
5–8. Повторить, поменяв положение рук
Образ. Зацепляются за «крюки Деннисона» и возвращаются
в состояние
современного человека.
Физиологический смысл. Одновременная нагрузка на правое и левое полушария головного мозга.
Межполушарная интеграция.
Эмоциональная разрядка
Методические указания. Следить за правильной последовательностью выполнения движений,
положением рук
и ног.
Выполнять молча, сосредоточившись на внутренних ощущениях («послушали свое тело, свое дыхание»)
14. И. п. – основная стойка.
1. Скрестить ноги – правая перед левой.
2. Вытянуть руки вперед, скрестить их – правая перед левой, переплести пальцы.
3. Согнуть локти, вывернуть кисти, прижать к груди.
4. Прижать язык к твердому небу за верхними зубами. Взгляд – вверх, подбородок – вниз.
Дыхание спокойное, тело рас-слаблено.
5. Вернуться в и. п.
6–8. Повторить, поменяв положение конечностей
Вариант сюжетного сопровождения комплекса
«Танцы животных»
– Дети, умеют ли животные танцевать? Как бы они танцевали, если бы умели? А как бы мы танцевали, если бы были животными?
Кто видел ящерицу? Она всегда двигает одновременно обе лапки с каждой стороны. Давайте и мы так потанцуем: согнули левую ногу и левую руку, теперь – правую руку и правую ногу, дальше – левые, правые, левые, правые.
А теперь другое движение: ящерица отводит левую ногу назад, а левую руку поднимает вверх, теперь – правые руку и ногу, опять левые.
А теперь она прямые конечности в сторону отводит: правые, левые, правые, левые. Какие у нас получились красивые ящерицы!
– Теперь давайте потанцуем как ежики. Кто видел ежика? Как он бегает? Шагает передней правой лапкой, а задней – левой. Потом – наоборот. Вот и мы так потанцуем. Отводим в сторону согнутые правую руку и левую ногу, вернули их на место. Теперь левую руку и правую ногу, опять поменяли, еще раз и еще раз.
А теперь – правая рука вверх, левая нога – назад. Вернули их на место, теперь левая рука пошла вверх, а правая нога – назад. Еще несколько раз повторим.
Теперь правую руку и левую ногу отводим в сторону, возвращаем на место. Левая рука и правая нога – в стороны, на место. Повторили еще несколько раз. Молодцы, ежики!
А как танцевали древние люди, которые жили в пещерах? Мы тоже так сможем. Достаем правым локтем левое колено, встаем прямо. Теперь левый локоть – к правому колену, опять встали прямо. Еще повторим несколько раз.
А теперь пошире сделаем движения. Захлест правой рукой вперед и влево, а левой ногой – вперед и вправо. Вернулись в исходное положение. Теперь захлест левой рукой и правой ногой, опять вернулись. Еще повторили несколько раз.
Теперь сделаем захлест назад рукой и ногой навстречу друг другу: левая рука и правая нога, правая рука и левая нога.
Мы сейчас, как древние люди, в танце нарисуем одновременно двумя ладошками разные картинки: линию, круг, елочку, дом, дым. Теперь сотрем их большим мячом: вправо круг и влево круг, вправо – круг, влево круг и еще по два круга в каждую сторону.
Пора возвращаться в состояние современного человека. Приготовились к путешествию?
Включаем «кнопки мозга»: одну ладонь положили на пупок, большой, указательный и средний пальцы другой руки положили сразу под ключицами, между первым и вторым ребром. Массируем «кнопки мозга». Слушаем, что меняется в организме, как включаются «кнопки мозга». Тело и голову держим неподвижно, а глазами посмотрели вправо, затем влево. Послушали, что происходит внутри нас. Поменяли ладони местами. Теперь другой рукой включаем «кнопки мозга». Опять водим глазами, слушаем свое тело.
Зацепляемся за «крюки Деннисона» и окончательно возвращаемся в состояние современного человека. Скрестили ноги – правая перед левой. Руки вытянули вперед и тоже скрестили – правая поверх левой, пальцы переплели. Теперь согнули локти, вывернули кисти и прижали их к груди. Язык прижали к твердому небу за верхними зубами. Взгляд – вверх, голову слегка опустили. Послушали, что происходит в теле.
Нужно и другую сторону тела зацепить за «крюки Деннисона». Скрестили ноги – левая перед правой. Руки вытянули вперед, и тоже скрестили – левая поверх правой, пальцы переплели. Согнули локти, вывернули кисти и прижали их к груди. Язык опять прижали к твердому небу за верхними зубами. Взгляд – вверх, голову слегка опустили. И снова послушали, что происходит в теле.
– Понравилось вам танцевальное путешествие к животным и древним людям?