Анна Помиркованая
Развитие мышления в онтогенезе и его связь с другими процессами
Развитие мышления в онтогенезе. Его связь с другими процессами.
Онтогенез мышления изучен лучше всего применительно к дошкольному и школьному возрасту, хотя, конечно охватывает период всей жизни человека.
Проблемы развития детского мышления разрабатывались в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Дж. Брунера и др. психологов.
Публикация «Развитие мышления в онтогенезе и его связь с другими процессами» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В отечественной науке отмечается, что развитие интеллекта и речи ребенка осуществляется в рамках ведущей деятельности возраста, и подчеркивается особая роль целенаправленных воздействий взрослого, в форме обучения и воспитания, на развитие всех видов деятельности дошкольника и на развитие его мышления в частности.
Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе общественного опыта и выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление. Н. Н. Подъяков отмечает, что «. данные формы образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то одна, то другая форма мышления
1. Ранним и простейшим видом мышления является наглядно-действенное (предметно-действенное) мышление ребенка, подчиненное ситуации и действию, т. е. не способное осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней.
2. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образное мышление (у дошкольников 4-7 лет)
3. Мышление с использованию понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения. (У ребенка с 6-7 лет). То есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов. Возникает словесно-логическое мышление. Все эти виды мышления тесно связаны между собой
Ж. Пиаже – операциональная теория развития мышления ребенка:
Ж. Пиаже выделял следующие этапы развития мышления:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 лет)
Интеллект – способ адаптации к окружающей среде, способ решения биологически значимых задач – выживание.
Координируются возможности сенсорной и моторной сфер. Проявляется в действиях и формируется в процессе действенного, практического взаимодействия с окружающей средой. Подгонка сенсорной информации и практических действий.
Формируется мир ментальных репрезентаций (образов). С этого момента можно манипулировать не только внешними предметами, но и своими образами.
2. До-операционная стадия (2 – 7, 8 лет)
До-операционная – т. к. ребенок пока не может осуществить простейшие мыслительные операции.
Формируется рисование, речь. Ребенок может описать любой предмет / явление с помощью речи. Появляется символическая игра. Символизм – наличие замещающей функции: один предмет заменяет другой.
Что заменяется -Чем заменяется
реальная вещь (слон) -образ («как бы слон»)
человек, ребенок -(кукла)
реальный предмет, явление -слово
Замещающие действия в игре (напр., готовит салат из песка). Осваивается сама идея замещения.
Замещение – это первичная абстракция (деревяшка, завернутая в ткань – это младенец).
Развивается память, очень развито воображение.
Характерные черты этой стадии развития мышления:
Анимизм – проецирует понимание своих свойств (напр., я – живой, значит все живые) на других и на предметы: «Машинки ездят, потому что они живые»; Движение для ребенка – критерий одушевленности. Приписывает намерения всему, что может двигаться.
Артификализм – считает, что все сделано руками человека, в том числе и он сам; «Луну и звезды на небе повесили космонавты»; \n
Реализм – ребенок является пленником своего восприятия, не различает явление и сущность. «Солнце восходит, а потом уходит за океан». Не видит скрытой сущности явления. Все это следствия эгоцентризма;
Эгоцентризм – взгляд на мир только со своей позиции, неспособность различать свою собственную и другие точки зрения. Ребенок не различает субъективное и объективное (т. е. общественное знание, относительно которого мы уверены, что оно правильно).
3. Стадия конкретных операций (7-12 лет)
Мыслит и ведет себя как взрослый, но только в конкретных ситуациях. Нет высокого уровня обобщения или абстракции.
4. Стадия абстрактных операций (с 12 лет)
Появляется возможность абстрагироваться. Мышление по законам формальной логики.
Пиаже считал, что мышление развивается вместе с развитием мозга и ЦНС и что при обучении необходимо учитывать эти закономерности.
Основа теории П. Я. Гальперина - представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Он считал, что развитие мышления ребенка связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами и т. д. Перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. Процесс формирования умственных действий, в соответствии с концепцией П. Я. Гальперина, имеет следующие этапы:
I. характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге оно (действие) должно соответствовать.
II. Практические освоение, которое осуществляется с использованием предметов.
III. Освоение заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней (громкой) речи в качестве заменителя манипулирования с реальными предметами. П. Я. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает прежде всего речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.
IV. Происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя».
V. Действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (то есть постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.
Развитие мышления ребенка оказывает влияние не только на одновременное развитие его речи, но и обусловливает развитие других психических познавательных процессов, в том числе и развитие представления.
Мышление, как высшая психическая функция имеет четыре взаимосвязанных между собой признака:
— мыслительный акт человека является социальным понятием, что говорит об общественном характере трудовой деятельности, и для реализации мыслительного акта необходима речь;
— мышление – это процесс, который опосредован материальными орудиями трудовой деятельности, затем речью (как устной, так и письменной);
— понятие, логическое мышление является произвольным мышлением. Речь в данном случае выступает как средство, овладевая которой человек управляет сознательным образом своим мыслительным процессом и осуществляет совместную мыслительную деятельность;
— мышление, являясь высшей психической функцией, имеет системное строение. Речь выступает в качестве инструмента, с помощью речи система организуется и существует в единстве как психическое образование.
Мышление как высший психический процесс тесно связано с другими познавательными процессами, а также участвует в процессах, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Особую значимость приобретает эта связь с логикой, практикой и личностью.
Логика и психология в тесном контакте изучают процессы мышления, но с разных сторон. Логику интересуют взаимосвязи между отдельными результатами мышления (между понятиями, суждениями и умозаключениями, но она не исследует те психические процессы, которые приводят к этим результатам. Психология же занята изучением тех внутренних психических процессов, которые приводят к результатам. Иными словами, для логики важен результат, а для психологии - сам процесс движения к этому результату, его психическое содержание и структура. Изучение мышления именно как процесса составляет принципиально важную задачу психологии. Например, решил или не решил данную задачу ученик -это результат (внешне выступающий факт). Как и почему появился этот результат, какие процессы привели к нему - это психический процесс (внутренний мыслительный процесс).
Связь мышления с практикой и личностью не столь проста и очевидна, как с логикой. Как-то Р. Декарт изрек, что мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять. Действительно, практика является источником и критерием познания, критерием истинности мыслительной деятельности. Чтобы хорошо мыслить, надо. мыслить. А мышление появляется на основе практической деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира. «Быть мыслящим - это значит тонко, чутко познавать, понимать, ощущать мир и себя в этом мире. - писал В. Сухомлинский.
Б. Наполеону приписывают рассуждение о том, что любое дарование (в том числе и полководческое) есть квадрат, у которого основанием служит воля, а высотой - ум. И лишь при равенстве (сбалансированности) основания и высоты квадрат будет квадратом, а не прямоугольником или другой фигурой. Если воля заметно уступает уму, то все добрые мысли останутся нереализованными и никем не затребованными. Воля же без ума вообще опасна непредсказуемостью поведения. И лишь сбалансированный вариант способен на истинное творчество и принадлежит высокоразвитой мыслящей личности.
Любой мыслительный процесс вызван какими-то потребностями личности, мотивирован. Но иногда эти потребности принимают тенденциозную форму Тогда мышление искажает реальную действительность, идет на поводу индивидуальных аффектов и представлений. Мышление в этих случаях направляется не на поиск истины, а на удовлетворение потребности, порожденной в мире личных переживаний. У человека исчезает интерес к реальности, порождается аутистическое мышление, он опускается в пучину грез. Правда, иногда аутизм играет и позитивную роль, снимая психическую напряженность, переориентируя человека на реалистическое мышление, которое имеет целью поиск истины и здравого смысла.
Таким образом, мышление - это всегда мышление личности.
Характеристиками индивидуальных особенностей мышления являются:
- самостоятельность;
- гибкость;
- быстрота;
- широта;
- глубина;
- методичность;
- критичность.
Эти особенности существенно предопределяют индивидуальный стиль мышления.
Список литературы
1. Боднар, Александр Михайлович. Экспериментальная психология [Текст] : курс лекций : [учебное пособие для вузов] / А. М. Боднар ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. - 235, [1] с. : ил.
2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 318 с. : ил.
3. Дьяченко, Е. В. Экспериментальная психология [Текст] : курс лекций / Е. В. Дьяченко, О. В. Боголюбова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГАОУ ВПО "Рос. гос. проф. -пед. ун-т". - Екатеринбург : РГППУ, 2012. - 167 с.
4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp
5. Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
6. Научная онлайн-библиотека Порталус– http://www.portalus.ru/