АННА КРАЛЬКИНА
Мелкая моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга
▼ Скачать + Заказать документы
По определению Т. А. Ткаченко, мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Моторные навыки руки и пальцев часто называют ловкостью.
К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Публикация «Мелкая моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга» размещена в разделах
В жизни человек постоянно совершает какие-нибудь действия мелкой моторики : манипулирование мелкими предметами, застёгивание пуговиц, рисование, письмо и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Речь ребёнка и ее развитие тесно связано с развитием мелкой моторики, потому что около одной третьей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная недалеко от речевой зоны.
И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.
Действия с предметами оказывают большое влияние на развитие функции мозга ребёнка. В овладении движениями рук большую роль играет подражание.
Важна роль развития кисти руки для формирования речевых зон в коре больших полушарий, так как именно кисть имеет наибольшую зону в коре головного мозга.
Ещё во 2 веке до нашей эры в Китае подчеркивали важность ручных действий на развитие мозга. По мнению специалистов игры с участием рук и пальцев (типа «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Отечественные физиологи и их исследования подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Именно развитие мелкой моторики, движения пальцев рук предшествует появлению звуков и слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Это доказывают исследования современных физиологов.
Уровень развития мелкой моторики - это один из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка. Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности.
Со всеми психическими процессами взаимодействует мелкая моторика : со вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, речью.
По умелости детской руки педагоги, педагоги-психологи определяют особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выясняют степень соответствия возрастным нормам, требованиям и «стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.
Для психического развития человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная. Развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают» движение руки, особенно кисти и больше всего – большого пальца.
Таким образом, изучив связь мелкой моторики с основными функциями головного мозга, я еще больше убедилась в необходимости и важности работы с детьми по развитию мелкой моторики. Позиции таких ученых как Бехтерев В. М., Кольцова М. М. мне очень близки. Они доказывают, что чем более развиты пальцы рук – мелкая моторика, тем более развитие и умнее будет человек. На кончиках пальцев ребенка находится его ум. А работу по развитию нужно начинать именно в детском возрасте, когда из ребенка можно формировать и развивать личность. Зная связь мелкой моторики с основными функциями, ее влияние на формирование психических процессов, этапы развития ребенка можно правильно спланировать работу в данном направлении.
Таким образом, мы видим, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением в школе письму и другие проблемы в развитии ребёнка.