Разумова Юлия
Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей раннего и младшего возраста «Матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Разумова Юлия Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №12» г. Балахна Нижегородская обл.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Игры, дидактические пособия
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чув-ствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической дея-тельностью, а истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Возраст раннего детства наиболее благо-приятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ок-ружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, фи-зического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окру-жающее.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование таких сенсорных про-цессов как ощущения, восприятия, представлений о внешних свойствах предметов (их фор-ме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.
Все сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Мы знаем что, лимон желтый и кислый, кубик – твердый, с острыми углами, какого цвета этот кубик видят наши глаза. С помощью пальцев мы ощущаем его твердость или мягкость, шерохова-тость. Звуки издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятие- непосредственное, чувственное познание действительности. Хоро-шая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка с раннего возраста.
Младший дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, в это время интенсивно развиваются познавательные процессы и спо-собности ребенка. Малыш познает предметный мир, также явления природы, различные со-бытия общественной жизни, доступные наблюдению. Ребенок получает от взрослого сведе-ния словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Наглядное и словесное вос-приятие ребенком окружающей действительности тесно связаны между собой.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств: вели-чина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах, вкус и другие свойства.
Ребенок постоянно изучает, познает окружающий мир. Основной метод накопления ин-формации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Развитие речи дошкольника на прямую связано с развитием мелкой моторики. Чтобы ребенок хорошо го-ворил, нужно развивать его ручки!
Дети младшего дошкольного возраста любую информацию получают через игровую дея-тельность, поэтому хорошим помощником в развитии мелкой моторики в моей группе явля-ются различные дидактические и сенсорные игры, которые я делаю сама. С их помощью пе-дагогу легко научить детей основам сенсорики.
Представленное дидактическое пособие предназначено для дошкольников 2-4 лет.
Актуальность :
Развитие сенсорики у детей является одним из главных аспектов их полноценного разви-тия. Особенно важно уделять внимание сенсорике в раннем дошкольном возрасте. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Именно поэтому большинство дидактических игр в данном направлении расчитаны именно на детей в возрасте от 2 до 4 лет.
Следует также сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных за-нятий для развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений. Но также и корректиро-вать их и направлять в более правильное русло.
Аннотация
Представленное пособие «Матрешка» изготовлено своими руками в технике «Папье-маше». Данное пособие универсально, многофункционально в применении, мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающий и коррекционный эффект, что соответствует ФГОС ДО.
Описание пособия
Пособие ориентировано на детей раннего и младшего дошкольного возраста. Состоит из пяти матрешек, разной величины. Каждая матрешка имеет определенную геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) определенного цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Так же для матрешек имеются прорези для фишек.
Каждая матрешка не имеет острых углов, при визуальном осмотре и попытке механиче-ского воздействия на пособие, то есть, при попытке его сломать – пособие осталось целым. Что свидетельствует о том, что оно безопасно и прочно.
Предназначение пособия
Пособие помогает формировать понятия: цвет, форма, размер. Развивает память, речь, ло-гическое мышление, воображение, пространственное мышление, мелкую моторику. Воспи-танники чувствуют успешность и радость общения с взрослым и матрешкой. Пособие «Мат-решка» направлено на сенсорное развитие малыша. В перспективе, по мере взросления детей при переходе их в другую возрастную группу пособие можно использовать для развития навыков счета, для развития пространственного восприятия, развития речи, или по линии художественно-эстетического развития (украсим росписью сарафан матрешки по образцу, или как сопровождение к разучиваю песен в русской народной импровизации).
Для данного пособия в картотеке собрано множество развивающих игр, приведу некото-рые из них:
«Разложи по цвету»
«Разложи по форме»
«Раставь по росту»
«Найди матрёшке домик» (найти соответствие между размером матрёшки и трафаретом домика)
«Помоги сестрёнкам встретиться» (пальчиком по дорожкам добраться до сестрёнки)
«Найди недостающую матрёшку» (сравнить матрёшек и найти недостающую)
Сенсорная игра «Сказка про матрешек»(сравнение по величине)
Игра на ориентировку в пространстве «Матрешка,где ты?», «Беги к матрешке!»
«Больше-меньше»
«Одна-много» и др.
Вариаций множество- пособие одно!
Таким образом, дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успеш-ного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему по-казывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, я побуждаю их воспроизводить показанные мной действия, и сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию - это одна из важных задач, кото-рую я решаю во время проведения дидактических игр.
Библиографический список:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образо-вания/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представле-ний. Вторая группа раннего возраста. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 48с. ;
3. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста : программа, конспекты занятий / авт. -сост. Т. П. Высокова. –Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2016–79 с.
4. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста : Учеб. -метод. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2014 – 128 с. (Библиотека воспитателя).
5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с. : ил.
6. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесо/