Любовь Киринчук
Обучение в cотрудничестве как средство повышения познавательной активности учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе особенно ощущается потребность в развитии коммуникативного и познавательного потенциала ребёнка, развитии самостоятельности, творческой индивидуальности. Работая учителем начальных классов, я столкнулась с рядом противоречий: противоречие между требованием педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворять этим требованиям; противоречие между ориентацией содержания образования на развитие познавательной активности учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированных на передачу готовых знаний.
Публикация «Обучение в cотрудничестве как средство повышения познавательной активности учащихся» размещена в разделах
Работая учителем начальных классов поселковой школе 22 года, я обратила внимание на то, что многие дети приходят в школу, не умея сотрудничать. А это в свою очередь ведё т: 1) к неумению устанавливать контакт и взаимное понимание;
2) отсутствие на уроке творческой атмосферы;
3) отсутствие условий для раскрепощения учащихся на уроке, свободного обмена мнениями, различными взглядами;
4) отсутствие терпимости к другим точкам зрения;
5) неумению организовать общение.
Во время своей педагогической деятельности я всегда старалась добиваться прочных знаний учащихся, создавать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Однако встречался небольшой процент учащихся, которые, несмотря на все усилия с моей стороны, слабо усваивали программный материал, у них отсутствовал стойкий интерес к математике, не раскрывался полностью потенциал в учёбе. Я задумалась над проблемой: Какие факторы мешают моим ученикам успешно учиться в школе?
После многих лет наблюдений и анализа, я пришла к выводу – одним мешает раскрыть полностью свой потенциал такая черта характера, как застенчивость. Ребёнок не понял материал, сам не сумел разобраться в нём, учителя постеснялся попросить повторить объяснение, и так незнание стремительно накапливается и вот уже «хорошист» скатывается до «троечника», а «троечник» становится неуспевающим. Ученик замыкается в себе, на своих удачах и неудачах. Другим детям мешает неустойчивое внимание, преобладающая игровая деятельность.
Тогда я решила так организовать учебный процесс, чтобы раскрылись все творческие способности учащихся, повысился познавательный потенциал учеников. Возможно, это стало, работая только по технологии «Обучение в сотрудничестве». Я построила учебную деятельность на основе технологии «Обучение в сотрудничестве» с опорой на личностно – ориентированный подход. Преимущества работы по данной технологии вижу в следующем:
1) учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения; каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях;
2) учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать воё мнение;
3) ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания;
4) ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями;
5) развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Познавательная активность учащихся стимулируется :
1) использованием личностно – ориентированного подхода;
2) проблемными вопросами, проблемными ситуациями;
3) дидактической игрой;
4) исследовательской работой;
5) творческой работой
Педагогическими идеями в моей работе стали:
1) сотрудничество педагога и ученика в процессе коллективных форм обучения;
2) обучение на основе взаимного доверия и уважения;
3) учение без принуждения;
4) максимальная помощь ученику;
5) тесное сотрудничество родителя, педагога, ученика.
Обучение строю с опорой на индивидуальные возможности учащихся. Для этого создаю на уроке ситуации взаимопомощи, взаимообучения, обеспечиваю возможность для творчества «неуспешных» учеников.
Ребёнок учится только через действие; ребёнок учится от другого ребёнка, так же как и от учителя; ребёнок успешен в учении, когда ему хорошо, когда его поддерживают и вдохновляют.
Опираясь на современные психологические исследования Т. Я. Гальперина, вижу включение в учебный процесс каждого ученика с учё том его индивидуальных способностей таковым:
Авторская разработка
Многоуровневого развития классного коллектива с учётом личностных особенностей.
Средний ров
Не
Критичность
Создать условия успеха в учёбе
Работу строю под девизом: «Помогая другим, учимся сами»
Работа ведё тся по следующей схеме:
Умники Скромники Забияки Игруны
Предлагаются Предлагаются задания Предлагаются
задания средней степени задания
повышенной сложности
репродуктивного
сложности характера
Развитие коммуникативных навыков общения
Конечная цель: Развитие познавательной активности учащихся
Функции: корректирующая, обучающая, контролирующая, коммуникативная
Методы (по характеру деятельности ученика) : репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский проблемный
Приёмы обучения :
I тип. Обеспечивают фактическое усвоение знаний. Правила. Предписания. Алгоритмы.
II тип. Приёмы умственной деятельности, переходящие в познавательные способности. Сравни, найди сходство, различие, закономерность. Разреши проблемную ситуацию.
Предлагаю некоторые приёмы организации работы по технологии «Обучение в сотрудничестве»
Авторская разработка приёма
Приём организации мыслительной деятельности
Алгоритм выполнения задания в группе по типу «Пчёлки»
Знакомство с поставленной задачей (проблемой)
Мозговая атака по типу «Сбора нектара» (каждый член группы выдвигает свою версию выполнения задания)
Выбор верной версии
Разработка плана выполнения задания
Выполнение задания
Обсуждение работы над заданием Оформление задания
разными группами, если задание было
одинаковое для всех групп
Тест на проверку усвоения материала
Оценивание группы
Общая оценка
Алгоритм выполнения задания в группе по типу «пила»
Метод обучения проблемный «Учимся вместе»
Знакомство с поставленной проблемой (задачей)
Распределение фрагментов учебного материала
между членами группы
Осмысление каждым членом группы своей части
задания
Работа с источниками
(учебник, дополнительная
методическая литература)
Встреча «экспертов»
Обучение членов своей группы
Оформление
Заключительный этап. Готовность каждого
члена команды ответить на любой вопрос
по данной теме
Алгоритм выполнения задания в группе
по типу «вертушка»
Знакомство с поставленной задачей (проблемой)
Выполнение задания с помощью опор по «вертушке»
(каждое последующее задание выполняется
следующим учеником. Начинать может
сильный, может слабый)
Объяснение каждого задания
Контроль группы за объяснением
Обсуждение работы над заданием Рассмотрение заданий
разными группами, если задания каждой группой, если задания разные были одинаковые для всех груп
Тест на проверку понимания усвоения материала
Дифференциация заданий
Работа индивидуальная
Оценивание группы (общая оценка)
Авторский приём работы
Модифицированный алгоритм работы над задачей в группе
Комбинированный тип пила – вертушка – пчёлки.
Распределение фрагментов учебного материала между группами
Знакомство членов групп с поставленной проблемой проблемой
Распределение заданий между членами
групп
Осмысление каждым членом группы
своей части задания
Моделирование Преобразование
Выполнение Мозговая
плана атака
решения
Проверка
Ответ
Исследование
задания
III тип. Обеспечивают организацию ученика. Целеполагание. Планирование. Рефлексия.
Технологическая схема процесса групповой работы выглядит так:
I этап II этап III этап
В ходе применения технологии «Обучение в сотрудничестве» происходит смена приоритетов с усвоения готовых знаний на самостоятельную деятельность каждого ученика. А это в свою очередь ведёт к повышению познавательной активности учащихся. При этом функции учителя уменьшаются на уроке, учитель становится наблюдателем, старшим товарищем. Функции учеников возрастают. Функциями учеников становятся: Функции
корректирующая контролирующая
обучающая коммуникативная
Перед учениками во время совместной деятельности ставятся следующие цели: 1. Единый результат от всей группы в виде рисунка, задачи, модели;
2. Подпись каждого члена группы под сдаваемой от группы работой (проверено);
3. Каждый член группы заполняет собственный рабочий лист на любую работу, но учитель берёт для анализа один от группы на свой выбор;
4. Каждый ученик заполняет индивидуальный лист контроля
Оценку деятельности группы провожу с использованием следующих приё мов:
1 Все члены группы получают одинаковые оценки за устный ответ или письменную работу (творческое задание, схема, таблица и т. д., за защиту проекта;
2 Все члены группы получают одинаковые оценки, однако тот, кто защищал проект группы, получает дополнительную оценку;
3 Все участники группы пишут письменный ответ или выполняют контрольное задание и получают оценку, соответствующую их уровню знаний на данном этапе работы;
4 Индивидуальная оценка может быть повышена на балл, если коллективный проект оценен высоко;
5 Можно выставлять каждому ученику оценку за индивидуально выполненное задание в группе и оценку, которую получила группа за коллективный ответ.