Елена Сковородко
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей-подготовительной группе «Знакомство детей с бытом казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 муниципального образования Каневского района
Краевой конкурс музейных уроков, посвященного 85- лети Краснодарского края «Кубань- моё Отечество»
Авторский конспект музейно- образовательного занятия по познавательному развитию для детей старшей- подготовительной группы
на тему: «Знакомство детей с бытом казаков и с предметами обихода».
Воспитатель: Сковородко Елена Ивановна
п. Красногвардеец
2023 год
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Пояснительная записка
Краткая аннотация занятия : данное занятие было разработано для детей старшей- подготовительной группы в 2022 году для получения новых знаниях о быте казаков.
Место проведения: музейная комната в МБДОУ детского сада № 17.
Материально- техническое обеспечение: экспонаты музейной комнаты, костюмы для детей в кубанском стиле.
Тема: «Знакомство детей с бытом казаков и с предметами обихода».
Цель: Изучение быта казаков, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям казачьей семьи.
Задачи: Познакомить детей с предметами старинного казачьего быта (печь, прялка, посуда, одежда, рубель, коромысло, колодец и т. д.);
Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, прялка, рубель и т. д.);
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам;
Развивать интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа: Чтение книг, рассматривание альбомов с иллюстрациями и фотографиями, посещение музея детского сада,
Материалы и оборудование: одежда для детей в кубанском стиле. Музейные предметами быта: печь, ухват, лавки, дорожки тканевые, стол, забор, прялка, колодец, рубель, чугунный утюг и др. Сундучок с загадками и корзина с баранками.
Ход занятия.
Под аудио запись казачьей песни дети входят в музей. Их встречает Хозяйка (воспитатель в костюме).
Хозяйка. Ой, люли- люли- люли.
В гости детушки пришли.
Добрый день, дорогие гости. Гость на порог- хозяину радость. Проходите, будте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком. (дети садятся на лавки). Нравится вам в моей хате?
Дети. Очень! У Вас здесь как- то необычно.
Хозяйка. Сегодня мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. С бытом казаков и с предметами обихода. Давным - давно, жили на Кубани казаки. Смелые и ловкие, отважные умельцы. Умели они пахать и косить, хаты строить, холсты ткать и узорами их вышивать. Ратному делу были обучены. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»?
Дети. Это то, что было давным- давно.
Хозяйка. Правильно, это далёкие времена, прошлое.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
И в старину, и в настоящее время у каждого человека, у каждой семьи есть свой дом. Ребята, а скажите для чего нужен человеку дом?
Дети. Чтобы жить в нем.
Хозяйка. «В гостях хорошо, а дома лучше» Почему говорят?
Дети. У каждого есть свой дом и для него он самый лучший.
Хозяйка. Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
Воспитатель: Простая казачья хата, а сколько мудрости и смысла в себе она собрала. Что же мы видим в хате?
Дети. Печь, стол, кровать, люлька, лавки.
Хозяйка. Печь была своеобразным центром хаты, символом добродетели и тепла. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. В печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Из печи горшочки и чугунки с едой доставали при помощи железного ухвата. (демонстрирует и дает потрогать детям).
Хозяйка. Была в хате еще одна незаменимая вещь - это прялка. Послушайте пословицы о ней:
1. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
2. Не ленись прясть, хорошо оденешься
(подходят к прялке и рассматривают ее).
Хозяйка. Посмотрите а, что это перед вами?
(показывает рубель и скалку)
Дети. А это скалка для раскатывания теста.
Хозяйка. А вот и не правильно. При помощи этих предметов в старину гладили белье и одежду. Позднее появился железный утюг и грелся он на углях в печи.
(демонстрирует и дает потрогать детям на ощупь).
Хозяйка. Коромысло с утра я беру, за прозрачной водицей к колодцу иду. А кто мне может рассказать, что такое коромысло и для чего оно предназначалось…
Дети. Воду носить.
Хозяйка. Верно ребята, проходите к колодцу (демонстрирует и дает потрогать детям на ощупь).
Хозяйка. А вы знаете, как отдыхали люди в старину, когда не было ни телевизоров, ни телефонов?
Дети. Песни пели, хороводы водили, сказки рассказывали и в игры играли.
Хозяйка. Вот и я вас приглашаю поиграть. Но с начало нужно выбрать водящего. (Дети образуют круг и при помощи считалки выбирают водящего. Водящий становится в центр круга и закрывает глаза, а дети за спиной по кругу передают ложку с колокольчиком).
Дети.
Белы снеги выпадали,
Ребятишки выбегали
И кричали: «Нет, не я,
Эта ложка не моя»
(Водящий открывает глаза и пытается угадать кто спрятал ложку за спиной. Игра проводится 3-4 раза с разными водящими).
Хозяйка. Итак, мы сегодня с вами познакомились с основными предметами быта казаков и их предназначением, узнали новые слова. Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать:
1. Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
3. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра (коромысло).
Хозяйка. Какие вы молодцы, все запомнили и усвоили. Понравилось ли вам у меня в гостях?
Дети. Да, очень понравилось.
Хозяйка. Наши края всегда славились гостеприимством. Вот и я решила приготовить для вас угощение.
(даёт детям корзину с баранками).
Хозяйка. До свидания, ребята. Я желаю вам не забывать свои истоки.
Список литературы:
1. Иллюстрированный методический журнал «Ребенок в детском саду» 12.2020г.
2. Введение в историю Кубани учебное пособие М. В. Мирук, Т. А. Науменко Краснодар 2005г.
3. Наследие патриотическое воспитание в детском саду, М. Ю. Новицкая Москва 2003г.
4. Народная культура КУБАНСКИХ КАЗАКОВ, Е. Г. Вакуленко, издательство «Традиция» 2009г.