Юлия Соколова
Конспект образовательной деятельности по грамоте «Звук [и] и буква И» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Авторский конспект образовательной деятельности по грамоте, подготовительная группа.
Тема: Звук и буква "И". Чтение слогов, слов, составление предложений по схемам «Зимнее приключение в лесу».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
(Снятие психоэмоционального напряжения).
Воспитатель: Ребята! Доброе утро! Давайте поздороваемся и с гостями.
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по грамоте „Звук [и] и буква И“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Предлагаю вам самим добыть сегодня хорошее настроение, у меня есть подарок для вас от одного из гостей, хотите узнать что там? (В коробке с подарком находится зеркало).
В: Хорошо! Но есть одно правило, рассказывать соседу о содержимом коробочки нельзя, иначе можно спугнуть и тайного гостя и хорошее настроение!
В: Предлагаю улыбнуться, и с улыбкой по одному подходить к подарку, заглянуть в него. (дети по очереди подходят к коробке с подарком и заглядывают в неё, видят свое отражение =).
В: А теперь возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты что нашли в подарке, почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
В: А сейчас откройте глаза.
Знакомьтесь, на вашу доброту откликнулся ежик, ежик Игнат, давайте поздороваемся с ним!
Ежик - тот самый тайный гость, который поделился с вами хорошим настроением! (воспитатель включает видео про ежика №1 к занятию). -
Вот такая грустная история произошла у ежика Игната, что бы снять чары Снежной Королевы нужно нам пройти кучу ею заготовленных заданий!
В: Одно из первых заданий таится в песенке Ежика, что необычного заметили в песенке? (Давайте еще раз прослушаем).
Д: все слова в песне на звук «И».
В: Правильно ребята, звук «И».
Давайте вспомним.
- Когда мы произносим звук «И» то:
-губы – «в улыбке»
-зубки сближены, но не сомкнуты;
-язык лежит во рту, его края касаются нижних зубов.
Звук (И) какой?
Д: гласный, его можно петь.
-Как вы думаете, можно ли увидеть ЗВУК И?
Дети: Нет
Воспитатель:
-Звук «И» обозначается буквой «И». Напоминаю, как она выглядит. (Воспитатель показывает схему с буквои "И").
Давайте пропишем ее в воздухе. (Дети прописывают, обращая внимание на правильность написания).
В: Для выполнения первого задания приготовила для Вас Снежная Королева хитрый опыт.
В: Для выполнения этого опыта пройдите за мной.
Задание #1.
У каждого на столах есть лоточки с водой, для каждого участника и вот такие необычные совсем не пушистые снежинки, что бы раскрыть эти снежинки, нужно нам поколдовать:
Физминутка «Волшебники».
В: Давайте встанем у своих рабочих мест и повторим за мной волшебные движения:
Мы друг другу улыбнулись
Дружно вверх все потянулись
До земли мы поклонились
В Чародеев превратились
Колдовать мы начинаем
Пальчиками поиграем!
Итак, ребята, поделюсь с вами волшебным секретом, как волшебница – волшебникам, что бы снежинки раскрылись их нужно положить на воду и подождать. Снежинки не нужно топить, иначе опыт не получится!
В: что вы видите в снежинках?
Д: слоги
В: давайте их прочтем.
Слоги:
БИ МИ
ВИ НИ
ГИ ПИ
ШИ РИ
ЗИ СИ
КИ ТИ
ЛИ ДИ.
В: Каким цветом при написании мы с вами привыкли выделять гласные звуки?
Д: красным.
В: А согласные?
Д: синим.
В: Как вы думаете, почему буквы внутри снежинок зеленые?
Д: Потому что «И» смягчает впереди стоящую согласную.
В: Все ли буквы отмечены зеленым внутри ваших снежинок?
Д: Нет, слог «Ши» отмечен синим…
В: Правильно, ведь мы знаем правило: «Ши» всегда читаем твердо, будто бы со звуком «Ы», но пишем всегда с буквой «И».
В: Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились, и в награду получаете звездочку, что бы сохранять звездочки за задания, я сейчас выберу хранителя, им будет Тима (выбрать ребенка, Тиме (ИМЯ) вручаю такую сумочку, в нее он будет складывать звездочки!
Давайте пройдем на свои места.
Ребята, произнесите свои имена шепотом, для себя, поднимите руку те, у кого в именах слышится звук «И».
Задание #2.
Второе задание находится под стульчиками у тех ребят, у которых в имени слышится звук «И».
(В НАШЕЙ ГРУППЕ.)
Томирис,
Тимофей,
Денис,
Миша.
Никита (под стулом закреплена загадка).
Дети достают картинки, на них ничего нет (игра с фонариком слово "ЗИМА".)
В: Что бы узнать секрет этих картинок нам нужно разгадать загадку, которую мы нашли, послушайте:
В кулаке его зажму
И на кнопочку нажму.
Светлячок, мой светлячок,
Дай мне лучиков пучок.
Ответ (Фонарик).
(Дети отгадывают загадку, догадываются, что карточки можно подсветить с обратной стороны).
В -Что вы видите на картинках?
Д - Буквы.
В - Что можно с ними сделать?
Д - Составить слово.
В- Ребята, у которых буквы, выходите! Попробуйте выстроиться в ряди собрать слово, а мы проверим.
(Дети составляют слово «ЗИМА»).
В: Давайте найдем положение звука «И» в слове "ЗИМА".
В: Какое правило знаем?
Д: Сколько гласных столько и слогов.
В: В каком слоге спрятался звук «И»?
Д: в первом.
В: Молодцы ребята, задание вы выполнили и в награду получаете вторую волшебную звездочку! (Воспитатель отдает ее хранителю).
Задание №3.
В: Ребята, как вы думаете, что это?
Д: схема.
В: Да, это схема для составления рассказа. Сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды, для этого обратите внимание на свои стулья, на ваших стульях есть пометки синего и красного цвета, все те, у кого синие метки проходят со стульями за столы обозначенные синим маркером, те, у кого красная метка – за столы с красным маркером.
Послушайте задание. Вам нужно в командах составить предложения по схемам на столах и рассказать их.
(Детям дается время для коллективной работы, общаются, представляют ответ).
Молодцы ребята вам удалось справиться и с этим заданием, в награду вы получаете последнюю звездочку!
Прошу сейчас Вас собраться на ковре, давайте присядем.
Тима, сколько звездочек мы получили за задания?
Д: (ребенок отвечает на вопрос).
В: Да, у нас есть три волшебные звездочки, заработанные в заданиях Снежной Королевы! Предлагаю вам загадать три полезных желания, такие которые смогли бы помочь суровой зимой Ежику Игнату и лесным жителям, что можно им пожелать подумайте?
(Дети думают, отвечают на вопрос воспитателя. Важно акцентировать внимание на грамотное построение предложений при ответе).
Открытость занятия.
(Прогнозируемые желания детей)
1. желание вернуть Ежику голос (помогать больным животным).
2. желание сохранить лес, ведь лес это дом для животных.
3. желание подкармливать животных.
(Воспитатель попутно ответу детей показывает соответствующие картинки.)
В: А как помогать диким животным мы узнаем вечером, я приготовила для вас и родителей вот такие памятки. (Воспитатель показывает памятки детям).
Ну а что бы все желания исполнились, я опущу звездочки в такую вот волшебную посылку, которую отправим Деду Морозу. (Воспитатель показывает заранее заготовленную посылку детям, она пустая, но с двойным дном.).
Ой, а что это, смотрите, это же волшебные палочки для каждого из вас, юные волшебники!
Давайте посмотрим, удалось ли нам помочь Ежику?
(Воспитатель включает видео про ежика №2). -
Ребята, а ежик все так же не разговаривает, предлагаю поколдовать! Для этого нам надо выполнять вот такие движения волшебной палочкой (показать кинезиологиеское упражнение, движение раскатывания палочки по ладошкам) и повторять слоги, которые появляются на снежинке.
(Дети выполняют движения и читают слоги с видео).
Рефлексия
Ребята, наше волшебное приключение подошло к концу, на ваших волшебных палочках есть две эмоции, грустная и веселая, тем кому было интересно и легко работать покажите веселую эмоцию, а кто затруднялся - грустную.
Дети показывают эмоцию соответствующую их ощущениям, отвечают на сопутствующие вопросы:
- Кому помогали на занятии?
- Что нового узнали сегодня на занятии?
- Что запомнилось на занятии больше всего?
- Как можно помогать лесным животным в холода?
- Что показалось сложным?